Территория промышленного, портового и культурного центра Новороссии — место 4-х трагедий.
Первая трагедия произошла в окрестностях современного Мариуполя в мае 1223-го в Битве на Калке. Между русичами и монголами. Русско-половецкое войско тогда было наголову разбито монголо-татарами Чингисхана под руководством Джэбэ и Субэдэя. С этого поражения, собственно, и началось завоевание Ордой наших княжеств и монголо-татарское Иго на Руси.
Далее в 16 веке здесь появилась крымско-татарская крепость Балы-Сарай.
Современный Мариуполь, как и почти все крупные города Новороссии, основан Екатериной Второй. Именно при ней и по её повелению на месте небольшой казачьей слободы, появился русский городок Павловск с церковью Святой Марии Магдалины, в 1780 переименованный на греческий манер в Мариуполь — в честь Марии Федоровны, супруги наследника российского престола. Екатерина заселила город греками, выходцами из Крыма. В дальнейшем он развился в красивейший российский портовый и промышленный город, столицу южного российского Приазовья.
Вторая трагедия — сложнейшие времена гражданской войны. Город 4 раза переходил из рук в руки — от советской власти к австро-германским войскам (апрель 1918), поддерживаемым войсками гетманской Украины. Затем был отвоеван Красной Армией, а точнее, войсками Нестора Махно (март 1919). Затем в мае Махно, поругавшись с руководством Красной Армии, оголил фронт и практически сдал город Деникину. И, наконец, в январе 1920 года город окончательно отвоёвывается Южным фронтом Красной Армии.
Третья трагедия, пожалуй, сама страшная — немецко-фашистская оккупация города с 8 октября 1941 года по 10 сентября 1943 года и плюс 16 месяцев Мариуполь находился в прифронтовой зоне.
За время оккупации гитлеровцами при содействии бандеровцев было расстреляно 10 тысяч мирного населения, угнано в Германию 50 тысяч молодых мариупольцев. В концлагерях на территории города от голода и болезней погибло 36 тысяч советских военнопленных. По распоряжению военного коменданта в городе составили список № 1: всё еврейское население. 18 октября 1941 года всем евреям было приказано собраться с вещами и продуктами к 8 часам 20 октября к бывшему зданию штаба 238-го территориального полка (ныне — 1-й корпус ПГТУ), за неявку грозил расстрел. А 20-21 октября 1941 года состоялся массовый расстрел оккупантами еврейского населения Мариуполя (около 9 000 человек) у противотанкового рва близ Агробазы. Этот противотанковый ров (вырыт перед оккупацией для обороны города) ещё не раз использовался немцами для расстрела и захоронения коммунистов, подпольщиков, рабочих, отказавшихся работать на оккупантов и т. д. Особенно жестоко немцы издевались над советскими военнопленными, для чего обычно организовывались лагеря. Так в здании бывшего учебного комбината Ворошиловского посёлка в Ильичёвском районе и в ночном санатории для туберкулёзных больных было организовано 2 лагеря по всем правилам «лагерного обустройства» (здесь ежедневно умирало 100—120 человек, в районе этих лагерей уже после войны были обнаружены 3 кладбища по 120 могил, в которых было захоронено около 36 тыс. человек). А в конце 1942 года в дни траура, объявленного Гитлером по уничтоженной под Сталинградом 6-й армии, в Мариуполе немцы наполнили 18 железнодорожных вагонов ранеными и больными красноармейцами (около 1 500 человек), наглухо заколотили двери, загнали вагоны в Старокрымский тупик и держали их там до тех пор, пока все пленные не погибли от холода.
Всё электрооборудование, станки, металлопрокат было вывезено в Германию, а сами заводы передавались в эксплуатацию крупнейшему немецкому монополисту по производству оружия Фридриху Круппу. Завод «Азовсталь» стал называться «Азовским заводом № 1» (директор — П. Пономарёв), а завод имени Ильича и имени Куйбышева — «Азовским заводом № 2» (директор — Л. Лебедев). Немецким куратором завода № 2 являлся Л. М. Винклер.
В начале декабря 1941 года в Мариуполе в связи с обострением обстановки на восточном фронте находились первые лица Третьего рейха, Италии и Румынии во главе с Адольфом Гитлером.
Учитывая недовольство некоторых среди местного населения советской властью, до сентября 1942 году 150 тыс. жителей Мариуполя и Приазовья, согласно разведывательным данным НКВС СССР, выразили желание служить во вспомогательных частях «хиви» в составе вермахта. В начале 1943 года в городе осуществлялась запись в «Украинское Освободительное войско» (в составе Вермахта).
6 сентября 1943 года при отступлении оккупанты уничтожили все промышленное оборудование, сожгли дома и села.
И вот, наконец, четвертая трагедия. В борьбе между нацистской властью современной Украины и коренным населением русского Приазовья и Донбасса, 8 лет ждавшим помощи от России.
Город разрушен на 80%. Начинается восстановление.
Это, одновременно, и время огромной скорби, и облегчения, что творившие нацистские зверства на Донбассе — само это мировоззрение и его носители, наследующие творившим фашистские зверства, — в очередной раз потерпели поражение.