Калькулирующее vs Творческое образование

Выдержка из моего экспресс-курса по проектному развитию образовательных технологий

Одна из ключевых и, возможно, доминирующих проблем любого образования:

знание трактуется как вещь — объективированная, оторванная от других форм знания и от самого познающего.

Известный бразильский педагог и теоретик образования Паоло Фрейре (на фото) назвал такой подход «Банкизацией образования».

Учителя открывают в головах учащихся «депозиты», на которые вкладывают
структурированные информационные «токены» / «концепты» — валюту систематизированных знаний.

Кстати, похожий подход продвигает и когнитивная педагогика, ибо «концепт» её всё. Насколько бы эффективной она не казалась, она, вполне возможно, устраняет из педагогики главное — урезает человека на его «собственно человеческое» измерение, как говорил Франкл.

Важно отметить, что помимо компетентностного (логико-когнитивного, по сути) подхода, который «калькулирует» знания так, как показано выше, есть ещё:

  • нарративные методы (знания = освоение наиболее влиятельных историй человека и сотворение личной истории, вписанной в общую, есть один важный исследователь, переключившийся с когнитива на нарратив — Джером Брунер),
  • коммуникативная дидактика ( знания = взаимоотношения, рекомендую «The schools that learn» Сенге),
  • творческая педагогика (от нашего Вентцеля и Шнейдера до Кена Робинсона), в которой знания не есть что-то, что есть. А есть что-то, что нужно сотворить через личный творческий акт.
  • Есть педагогика развития интуиции,
  • педагогика духовных традиций — в конце концов человек это дух, и всё, что не полезно для развития духа не имеет большого смысла для него.

Да мало ли что ещё. Но доминирующая сегодня культура цифрового ультра модерна идёт по пути укрепления именно банкизации образования, всё остальное ему не очень нужно в больших количествах, по крайней мере. Ведь это всё не подходит под парадигму автоматизации / роботизации образования.

Хотя история и современность знают немало успешных примеров не калькулирующего, или не только калькулирующего образования. И детей, и взрослых.

Если детей — возьмите:

  • комплексно-волновой урок Казинника
  • или ту же Вальдорфскую педагогику Штейнера (больше 1000 школ)
  • или коммуникативную дидактику по русскому языку Татьяны Троицкой,
  • Методы «Школы понимания» Юрия Троицкого с акцентом на формировании авторской позиции,
  • 15 000 школ Монтессори по принципу «Помоги мне это сделать самому». 

В этих подходах, так или иначе, все построено на творческой и коммуникативной рецепции и самостоятельном творческом действии, а не калькуляциях; на модерации пространства для творчества, а не на передаче «правильных ответов» . Из нашего прошлого — Школа Вентцеля, из недавнего прошлого — «Школа диалога культур» Библера, экспериментальная школа-интернат Щетинина.

Хотя весь вопрос не в том, что калькуляции не нужны. А в том, что если это «только калькуляции», то это даже не знания. Максимум информация. А то и просто «данные». Из взрослого обучения я могу привести личные примеры ансамблевого обучения в бизнес-школе, где нас разделили на команды и мы буквально создавали новые знания о рынке, предпринимательские проекты. Мы предсказали «черный вторник» и прямо в аудитории создавали учебные компании с по-своему уникальными продуктами, методами продвижения и пр. Вводные данные были, но их, в принципе, нужно было осваивать самостоятельно дома. А само обучение как таковое было не об этом. Или орг-деятельностные игры по методу Щедровицкого (участвовал в нескольких). Там тоже весь акцент на коллективном творчестве, создании во взаимоотношениях новых знаний, которых раньше никогда не было. Профессиональная информация лишь одно из условий.

Ниже привожу несколько ссылок на более творческие формы образования:

Кен Робинсон: «Как современное образование убивает творчество и что с этим делать?»
Образовательное учреждение как не только обучающая, но и обучающаяся организация
В данной схеме я вписал в кольца Борромео динамику развития человека от познания творения к познанию как к творчеству, опираясь на динамику эпох в антропологии Бердяева, отражающуюся и в развитии отдельного человека, и на динамику смены религиозных режимов, представленную российскому читателю Светланой Коначевой, но разработанную Ричардом Керни, которую также проходит (или не проходит) как человечество в целом, так и отельный человек

Поделиться ссылкой: