Когда в современном сложном и все усложняющемся обществе, с его сложнейшими проблемами говорят про то, что все надо делать просто… Что все получается просто. Что не надо усложнять и пр. я понимаю, что речь, скорее всего, про ту простоту, что хуже воровства.
У всего есть своя сложность. И как нельзя упростить двигатель внутреннего сгорания или биосферу земли, или биологию кролика, так нельзя упростить человека и его развитие, общество и его проблемы с тем, чтобы решение не оказалось неправильным или даже фатальным.
Игнорируя не простые традиции мастерства мы обречены на то, чтобы навсегда остаться карликами, так и не забравшимися на плечи гигантов.
Если человек учится, то всегда учится «об другого». Лучше всего «об мастера». Ещё лучше — «об традицию мастерства».
Это касается любых практик — профессиональных, социальных, финансово-экономических, управленческих, творческих, духовных. Даже семейных.
Задача хорошей школы — живой синтез таких традиций в собственной образовательной культуре с инновациями сегодняшнего дня.
Подлинное мастерство отличается от оптимизма а-ля «так это же проще простого»‘ тем, что оно способно разбираться с действительно трудными проблемами. В то время как оптимисты без мастерства никому не нужны.
Когда у нас есть трудная проблема, нам нужен мастер, который долго учился у лучших, был подмастерьем, делал ошибки, набирался опыта, шлифовал свои навыки. Мы не пойдем просто к оптимисту. Ведь проблемы, порой, таковы, что даже и мастер не всегда справится.
В сегодняшнем мире множество нерешённых проблем, которые ждут своих мастеров. Которые совсем никак не под силу просто оптимистам. И вот такое образование нам и нужно строить.
Школы мастерства. Или школы мастерские. С приоритетом действительного получения сложных и целостных результатов. Сложные школы и целостного развития человека, и развития его профессионального мастерства, способные готовить не наивных, не примитивных, не лопоухих людей — людей для сложного общества, способных решать его трудные задачи. Людей, которыми не рождаются, но которыми можно стать, если сильно постараться.