Что значит мыслить? Что значит жить со скоростью мысли? Мы все умрём со стопроцентной вероятностью. Так куда мы спешим? Блаженство — высшая форма экстаза. Фундаментальная экстатика нагорной проповеди. А полнота экстаза — это не быстро. Это медленно. Порой — очень медленно.
Большинство людей несутся к удовольствию с такой необузданной поспешностью, что проносятся мимо
Сёрен Кьеркегор
Я искренне верю, что человек — существо фундаментально экстатическое, ищущее блаженства во всем, как высшей формы экстаза. Недаром главные заповеди Христа — заповеди блаженств. Но вот только путь к истинному блаженству — трудный. Его не срезать. Он медленный по самой своей сути.
В спешке срезая путь мы срезаем саму жизненную суть — само блаженство. Мы проносимся мимо.
Хотите быстро избавиться от стресса? — быстро перестаньте спешить. У вас появится время оглянуться вокруг и начать получать удовольствие от того, что есть — от красоты творения, отношений с людьми, особенно с близкими вам по плоти и по духу. От своих домашних питомцев, от того, чтобы думать о других больше, чем о себе. От вкуса простой пищи, воды, хлеба. Просто от собственных спокойно и хорошо додуманных мыслей.
Хотите избавиться от комплекса неполноценности и постоянного доказывания другим чего-то и самоутверждения? Притормозите и поймите, что люди, в основном, заняты собой, а не вами. Внимательно и медленно вслушиваясь в мелодию бытия вы обнаружите, что никому не нужно доказывать, что вы настоящий человек, человек стоящий и прочее. Нужно таким человеком стать и быть. А все остальное приложится… Или не приложится. Думаю, после такого выбора это будет уже без разницы.
Подумайте о том, что мы все умрём со стопроцентной вероятностью. По крайней мере телесно. И что в свете этого неумолимого факта жизнь наша и ее смысл выглядят несколько сильно иначе, чем когда мы этот факт сознательно вытесняем из сознания. В свете же смерти как итога земной жизни главной нашей историей для нас самих становится наша внутренняя история, история нашей творческой мысли и духа. Которые, как подсказывают интуиция и передовая мысль, возможно и не умрут вовсе.
Только действующая мысль наша ведёт нас к настоящей полноте блаженства. К победе над страхом, прежде всего над страхом болезни и смерти. Только мысль наша и есть настоящие мы. Экстаз имеет мало отношения к тому, что происходит снаружи, но он полностью связан с тем, что происходит внутри нас. Ведь известно, что в одних и тех же обстоятельствах один человек может пребывать на грани самоубийства, а другой на вершине блаженства. Ибо это все «извнутрь нас есть». А наивысшая форма экстаза — истинствование. Нет больше радости, нет большего блаженства, чем пребывать в истине. Истина даёт подлинную силу, подлинную свободу, подлинную жизнь, подлинный Путь. А для этого ее нужно достигать, что делается одним единственным способом. Только одним — мышлением.
А мышление требует времени. Сила его в том, чтобы сидеть спокойно, пока не додумано точно, что нужно делать. И затем спокойно действовать в точности в соответствии с задуманным.
Вот в чем беда: у человека спешащего никогда не хватает времени на осмысленную жизнь. То есть вообще на жизнь настоящую. Потому итогом такой жизни и становится углубляющаяся депрессия. Которая является отсутствием всякого удовольствия от жизни. Всякого блаженства. Да и откуда ему взяться то, если самой жизни и нет?
А потому я ратую за замедление своего внешнего человека ради развития своего человека внутреннего.
Внешний поступок по-настоящему красив и точен только тогда, когда он исходит из внутренне достигнутой мышлением истинности его.
Но это не значит, что нужно быть внешне медленным. Просто нужно двигаться не быстрее и не медленнее, чем двигается мысль. Нужно жить со скоростью точной мысли. А вот на развитие мышления и его скорости нужно время и это главное. И тогда само мышление поможет понять и выбрать правильную скорость для всего… И, возможно, мы обнаружим, что что-то действительно можно и нужно делать быстро, но большую часть всего, что мы делаем — от интимных практик и общения с близкими до чтения, обучения и духовных практик нужно делать медленно для того, чтобы быть истинно блаженными.