Здесь я хочу по-своему истолковать Хлебниковского Времиря так, чтобы потом пользоваться этим словом в своих целях.
Друзья называли Велимира «Королем времени». Сам же он, как говорят, предпочитал более скромную позицию одного из «Председателей земного шара».
Что мы знаем о творце слова «Времирь»?
Вот часть: в 1912-м и в 1914-м Хлебников дважды предсказал (вычислил, «начифирил»), падение государства в 1917-м.
Он предсказал собственную смерть в 37 лет («такие как я умирают в 37»). Кто «живет по законам другим, тот кому умирать молодым». «Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль, и Маяковский лёг виском на дуло».
Винсент Ван-Гог. 37. Анри Тулуз-Латрэк. 37.
И Хармс, и Бернс, и лорд мятежный Байрон… 37.
В 37 от туберкулёза умирает Лев Выготский – отец «психологии готовности», близкой «новому человеку».
Для людей его склада почему-то бывает суждено так.
Или, быть может, их просто забирают от земных скорбей?
Прекрасная Мерлин Монро и Принцесса Диана ушли в 36.
Сёрен Кьеркегор – поистине долгожитель среди них – падает на улице в 42.
Высоцкий Владимир — 42.
Джон Леннон — 40.
Меньше всего отмеряно таким как Мария Башкирцева – ровно 26.
Знаменитый живописец позднего заальпийского Ренессанса Тот Синт Янс ушёл, недожив 30.
Виктор Цой – в 28.
Дитрих Бонхёффер повешен в концентрационном лагере СС во Флоссенбурге в 39.
Думаю, что Главный Времирь был распят в 33.
Что говорит о том, что «не возраст красит человека». По крайней мере не только он.
Седина на пути правды потрясающа. Она даёт надежду на жизнь после смерти,
Но именно юность на пути Творящей правды – наша настоящая надежда. Она даёт ключи к «жизни из смерти» уже сейчас.
Хлебников «боролся с видом» (толкую я «не совсем ещё людей» и «человеческим, слишком человеческим» в языке Ницше. Которого, конечно, хорошо знал) и, как считал, «сорвал с себя его тягу».
Сорвал с себя энергию вида (не совсем ещё настоящих людей).
Он был «толмачом князь-ткани» (в моём языке – толкователем синергийной ткани творящей мысли).
Он мечтал о сближении соотношения e/p. Где «e» масса князь-ткани (творящей мысли), а «p» – масса смерд-ткани (психики).
Он творил новые слова и пообещал сам себе открыть законы времени (Записано в «Свояси»). И, уверен, открыл. Хотя, преимущественно, для самого себя. Да и как иначе?
Для остальных его Путь есть лишь могущественные знаки для расшифровки в свою жизнь. В них и сила его Времиря.
Многие считали его блаженным, юродивым, безумцем.
Он был «производителем для производителей» (Маяковский). Поэтому, по словам того же Маяковского, буквально из сотни, которая его читала, не более десятка были способны видеть вещи на его глубине (или искренне пытаться).
Хлебников очень мало печатался, практически ничего не отдавал в печать сам, по крайней мере успешно (это делали друзья-современники и потомки — поклонники).
Он не занимал должностей, и, похоже, это каким-то образом было ему принципиально.
Ведь он был подвижником-мучеником подлинной поэзии как Зова самой творяще-творческой Истины.
Мученик за раскрытие творящей Истину тайны поэзии.
Похожим образом, как мне кажется, понимал Истину и отец Гётеанума и школ Вальдорфской педагогики теософ-мистик Рудольф Штайнер. По крайней мере ранний Штайнер.
Хлебников был певцом «противоденег». Сторонником «изобретателей», а не «приобретателей».
Он не был против рынка. Но он был против только (sola) рынка.
Известно, что у него был тихий голос, настолько тихий, что при чтении стихов из зала по несколько раз просили «громче», но его громкости хватало ненадолго. И опять кричали. И часто это заканчивалось его сошествием со сцены со словами «ну и так далее».
О семейном положении своем он так пишет сам о себе в третьем лице: «Вступил в брачные узы со смертью и, таким образом, женат» (Автобиографическая заметка).
Его любимой публичной фразой было «ну и так далее». В то же время в непубличном внутреннем языке своей творящей мысли он развился в явление, которое по силе и глубине проникновения в то, что он сам называл «князь-ткань» (бытия), возможно, было не просто сравнимо, но и превосходило Пушкина с Достоевским… Возможно и вместе взятых.
Очень важно: Хлебников не sola-феноменолог. Хотя индукция + интуиция ему близка. И, конечно, не полунаучный sola – дедуктивный sola-метафизик.
Он не только толкует. Он творит. Он изобретает мысль. Он связывает прошлое и будущее в «прямо сейчас». И тем действительно «срывает» с себя «тягу вида», живущего под психиатрической властью.
Хоружий сказал бы, наверное, не «срывает», а «трояко размыкает», но это потом.
От создаёт новый жанр «сверхповести» — сверхповестования, сверхнарратива.
Известно, что феноменолог и герменевт – это те, которые толкуют нарративы – явления во времени.
Но Хлебников творит нарратив явления дальше. Причём его нарратив-явление особенный – это нарратив явления князь-ткани во времени. В самых разных языках и обличьях.
Осуществление полноты князь-ткани во времени –не больше и не меньше. Вот цель, которую он считал достойной.
За которую этот мало разгаданный мистический Времирь стал мучеником.
Он творяще-творчески осуществляет и призывает длить осуществление князь-ткани.
Он, во многом, всё ещё символист. Ищет самые точные символы в корнях славянских слов. Творит Славяний.
Почему символист? Потому что будетлянин. Для символиста жизнь всегда впереди. Но он уже и не вполне символист, он стоит в проломе, в титаническом рывке в «сейчас».
Он позволяет жить нескольким нарративам одновременно в одном произведении – со своими богами и со своей верой. Широта его принятия творяще-творческой уникальности каждого поистине необъятна.
Он расширяет важность галилейской вести на животных и природу.
Руша грань между благородным животным и благородным человеком он прямо указывает на важность складки.
Он противопоставил ум и заум. Ум его есть ум приобретателей. А заум – ум творцов-изобретателей.
«Каждая его строчка ― начало новой поэмы. Через каждые десять стихов афористическое изречение, ищущее камня или медной доски, на которой оно могло бы упокоиться. Хлебников писал даже не стихи, не поэмы, а огромный всероссийский требник-образник, из которого столетия и столетия будут черпать все, кому не лень». Пишет Про него Осип Мандельштам.
Он заклинатель тех, кто и правда хочет жить духом, вести его дневники. До него он видел такой дневник только у Марии Башкирцевой, и больше ни у кого. После него некоторые начали длить эту мысль дальше.
Его заумный язык – язык нового ума. Ума не Sola психического, а творящего.
Также известно, что помимо поэзии и председательства, Хлебников был орнитологом, сыном орнитолога. Иначе бы Времирь не появился.
Времирь – это время-птица. Время князь-ткани, осуществленное в птице — легкой как ветер, как дух, как мысль. И эта ткань – летит. Возвещая воплощение времени. Полноту времени в человеке. Исполненность и осуществленность человека во времени. Полноту настоящести человека.
Снегирь возвещает приход, воплощение зимы. Времирь – воплощение князь-ткани времени человека. Приход человекобога.
Времирь стоит в проломе, живет в проломе. Летит в проломе. Его творчество -между взмахов его крыльев.
Но мы об этом забыли. Нам нужно возродить в себе времирность.
ТОЧНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ СИМВОЛИКА КЛЮЧЕЙ ВРЕМИРНОСТИ
Зафиксирована в Халкидоне в году 451-м от Рождества Первого Времиря.
Сделали это 630 не совсем ещё настоящих человек, собравшихся вместе в разной степени ужаса от того, что ключ к их настоящести может быть потерян навсегда.
Сами они Времирями не были, иначе не было бы в них этого ужаса.
Но они понимали, что те остатки религиозной творческой силы, что у них есть, есть излёт творящего импульса Первого Времиря.
А также они понимали, что только точное хранение символики Sola Via оправдывает само их существование.
По этой вот, и ни по какой другой причине, полнота символики человеческого пути, истины и жизни 16 веков назад на языке греческих поэтов и богов была собрана в Орос.
Кем?
Помнившими помнивших помнивших помнивших помнивших помнивших помнивших помнивших и т.д. ….. что говорил и как жил Первый Времирь и его друзья – женщины и мужчины под властью творящей мысли.
Итак, о чём же сам Орос?
Первое и единственное:
Настоящий человек есть «сейчас осуществляющийся в человеке Времирь».
Настоящий есть сейчас стоящий, достоящий, достойный, достоинство человека.
Тот, кто одновременно и предельно насыщенно осуществляет во времени сейчас и хождение по земле, и летание и по небу. Непременно прямо сейчас… или никогда.
Сильный психическим творчеством земной человек, который умеет по неземному летать и творить жизнь, истину и путь. Например как евангелист Филипп. Но можно и по-другому.
Времирь, двойственно единосущный и природе земли, и природе неба.
Времирь, единосущный земле во всём, кроме её закрытости, закупоренности, замурованности небу.
Времирь – это летящая открытость земли небу.
Времирь – это тяжесть неба на земле и легкость земли в небесах.
Он и рожденный во времени от земной семьи — семьи творческой. Живущий и управляющий своим земным временем творчески по часам, по природе земной.
Он и рожденный прежде времени во природе небесной в семье небесной, творящей. Живущий вне времени и его часов. А. точнее, рождённый там, где времени нет. То есть там, где «до» и «после» значения не имеют. Поскольку время, как пространство, на стороне сотворенного творчества.
В словах творческий и творящий окончания этих отглагольных прилагательных имеют большие значения.
Творение – первичное произведение. Творчество – вторичное действие над сотворенным произведением. Тут бывают многослойные подмены. Нужна осторожность.
Эти две семьи, два рода, два генетических кода, две мистических гендерности, – если изволите, – две собранности – творящая и творческая, существуют в нём неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.
Однако при этом различие двух природ творчества – сотворенного и творящего — никак не уничтожается их соединением, а напротив, во Времире во всей полноте сохраняется содержание каждой природы.
И только соединяясь во единую ипостась лепится воздушная внутренняя личность Времиря – настоящего человека.