Рецензия на книгу Далласа Уилларда, опубликовано в газете «Мирт» № 1(96) — 2017
Даллас Виллард, вне всяких сомнений, выдающийся христианский мыслитель нашего времени. Автор известной книги Streams of Living Water Ричард Фостер так вдохновился его творчеством, что в своем предисловии к одной из наиболее известных книг Вилларда The Divine Conspiracy пишет, что «искал эту книгу всю свою жизнь». Он приравнивает ее по степени мастерства и удивительности к микелланджелевским фрескам-росписям потолка Сикстинской капеллы, а самого автора ставит в один ряд с Дитрихом Бонхёффером, Джоном Уэсли, Джоном Кальвином, Мартином Лютером, а также с Терезой Авильской и даже с Фомой Аквинским и Августином Гиппонским.
Divine Conspiracy, к сожалению, еще не переведена на русский, хотя, возможно, трилогия, последней частью которой она является, действительно главное произведение в творчестве Вилларда.
Будучи доктором философии, специализирующимся в областях логики и онтологии, и одновременно выдающимся протестантским богословом, он в целой серии книг, посвященных духовной дисциплине, пытается обратить наше пристальное внимание на то, что называет «великим упущением» современного христианства — на наш характер.
Книга Revolution of Character, только что вышедшая в издательстве «Золотые страницы» под названием «Обновление характера», — одна из этого ряда. Она составлена Доном Симпсоном как ремейк более объемного труда Далласа Вилларда «Обновление сердца».
Тематически в этой книге, наверное, нет ничего, чего нельзя найти в других ей подобных. В ней мало нового, но при это много старого, но забытого.
Виллард часто цитирует Священное Писание, но не менее часто он цитирует и святых Церкви, людей, которые посвятили свою жизнь «революции характера», таких как Ориген, Франциск Ассизский, Форма Кемпийский и других. Тем самым он демонстрирует важность для духовного роста не только Библии, но и традиции исторического духовного опыта Церкви.
Важно также отметить и то, что Виллард, не смотря на осведомленность в современной проблематике библейской критики, вместе с отцами церкви твердо основывает свое учение на вере в полную богодухновенность библейского текста.
Главные достоинства книги не в новизне материала, но в той честности, ясности, методичности, простоте и радикальности, с которыми авторы представляют библейское мессианское послание о возрождении человеческого характера через веру в Иисуса Христа, а также в практической применимости ее советов.
Прежде всего, Виллард разворачивает перед нами непростую, но одновременно легко воспринимаемую и библейски оправданную картину человеческого «Я» — нашей души и ее состояния, центром которой является сердце. Сердце отождествляется им с духом и волей человека. А затем приглашает нас оставить «свои обременительные пути с тяжелым игом, особенно «религиозным» и принять иго Христова ученичества, как благодатный путь революционного изменения своего характера: устоявшихся автоматических реакций и привычек чувств, мыслей, речи, решений и поведения.
«Сегодня большинство образовательных учреждений принимает такие ценности, отношения и традиции, из-за которых невозможно понять истинную природу человеческой личности и ее жизни», — констатирует автор.
К сожалению, многие культурные стандарты, не имеющие к библейскому видению реальности никакого отношения и прививаемые сегодня светским обществом и образованием, все больше и больше наполняют церковь.
Сегодня «людям, называющим себя христианами, присущи тщеславие, эгоизм, враждебность, страх, равнодушие и откровенная подлость…» «…Плоды Духа Святого, в типичном христианском обществе найти непросто. Редкая личность, демонстрирующая искренние чистоту и смирение, отречение от эгоизма, свободу от гнева и злобы, станет выделяться на общем фоне как бельмо на глазу. Он или она будет постоянной помехой в жизни группы и будет лично противоречить им, потому что откажется жить по общим правилам…»
Начать Виллард советует с глубокого осознания того, что душа человеческая полностью разрушена, буквально изъедена грехом и нуждается в радикальном обновлении.
«Катастрофа жизни современного человека по большей части именно в том, что она сосредоточена на чувствах, а не на Боге», — пишет он. Возрождение должно начаться в сердце. Если человек этого не признает, то совершенно неважно, называет он себя христианином или нет.
«Непризнание своего полностью падшего состояния высвобождает колоссальную силу отрицания истины в нашей жизни и погружает в иллюзорный чувственный мир (пусть даже и наполненный религиозными обрядами и риторикой), в котором человек не взаимодействует с Богом в своем сердце, поскольку отрицает Его реальное право руководить им в процессе реального восстановления его души».
Виллард настаивает на необходимости сделать покаяние своим стилем жизни, который он также называет «путем отречения от себя» и путем «смерти собственного «Я», поскольку только в отречении от жизни в руинах плотской чувственности он видит единственный ключ к восстановлению души. Он провозглашает, что для восстановления «мы должны отказаться от постоянных попыток сделать самих себя и свое выживание абсолютной точкой отсчета в жизни».
С другой стороны, автор утверждает, что «Бог позволяет нам жить в отрицании и самообмане отчасти для нашей защиты, пока мы не начнем искать Его… Если бы нам удалось увидеть наше истинное безбожное существование, оно, как лик мифической Медузы Горгоны, обратило бы нас в камень. Оно свело бы нас с ума. Бог помогает нам осознать свое истинное состояние таким образом, чтобы не уничтожить нас сразу».
Однако и в процессе этого осознания нас подстерегает опасность, когда «самоотречение или «смерть для себя» могут становиться лишь техническим приемом ради чисто внешних («технических») изменений, не затрагивающих чувственные руины сердца. Множество раз и в истории, и в современности церковь начинала практиковать самобичевание, внешне незаметно, но существенно меняя цель аскетики самоотречения. Когда тренировки по умерщвлению старого «Я» становились лишь упражнениями в самоправедности».
Виллард показывает, что из-за отсутствия осознания реальности своего духовного состояния, а также из-за нежелания признавать реальное господство Христа над нами здесь и сейчас, многие поместные церкви, вне зависимости от конфессии, больше занимаются «менеджментом человеческих грехов» через различные произвольно накладываемые на людей дисциплинарные практики, нежели реальным исполнением воли Божьей в созидании Тела Христова.
В основе его метода лежит стремление к максимально целостному воплощению воли Божьей здесь и сейчас через радикальное библиоцентричное преобразование нашего видения божественной реальности, наших намерений (мотивов, мыслей и чувств, решений) и самого способа нашего существования. Цель этого подхода в том, чтобы наша воля преобразилась и максимально полно отождествилась с волей Божьей. При этом мы не теряем способности делать то, что действительно хотим. Через покаяние мы получаем способность хотеть то, что нам действительно нужно и для чего мы сотворены, а через преобразование характера — способность обретать это Божьим способом.
Оттолкнувшись от ясного и острого осознания / видения своего состояния, затем — и это, на мой взгляд, самое важное в книге — автор предлагает действенную методику восстановления души. Основное содержание этого процесса строится на обновлении характера — привычек и реакций наших чувств, мыслей, языка, решений, общения и поведения.
Виддард предлагает радикально вернуться к во многом утерянному верующими пониманию жизни веры прежде всего как добросовестного христианского ученичества с «несением креста своего», которое является сутью Христова послания и поручения.
Он предлагает перестать отождествлять Христа с церковной догмой и законом, как бы они ни были важны и полезны, и позволить Ему быть нашим любящим и всемогущим Богом, Царем и Учителем прямо сейчас, сегодня, в эту саму минуту и каждый день нашей жизни через Библию, через людей и через внутреннее свидетельство Святого Духа.
Впервые я прочитал эту книгу почти 10 лет назад. С тех пор она стала для меня буквально настольным пособием. Не могу сказать, что был хорошим и прилежным учеником, но те советы Вилларда, которым мне удается следовать, реально работают.
Пожалуй, главная причина, почему книга меня «зацепила» по-настоящему, заключается в том, что вся она буквально пропитана благоговением и страхом перед Богом.
Эту книгу также можно использовать для семейного изучения и изучения в группе. С этой целью в конце каждой главы предлагаются вопросы для размышления, молитвы и обсуждения. Эта книга поможет вам и вашим близким начать обновление характера прямо сейчас.