Определяющие, хотя и, во многом, скрытые, функции современной школьной системы, на мой взгляд, выглядят примерно так:
— культивирование и сакрализация детства, передержка детей в общественной, семейной, трудовой, культурной и пр. безответственности (то, что иногда называют «передержка в младенчестве»);
— охрана детей;
— опека над детьми;
— форматирование детей, нивелирующее их различия;
— генетическая селекция детей;
— идеологическая обработка детей;
— обучение детей как можно более квалифицированному (продвинутому) «пользованию» вещами или «потреблению» вещей (в противовес «творчеству» и «созиданию»);
— демотивация детей к:
А) целостному самообучению и саморазвитию;
Б) поиску и высвобождению собственных одаренностей;
В) внутреннему самостоятельному (а не навязываемой и внешнему) дисциплинированию;
Г) желанию развивать себя в даянии — служении и любви к ближнему, обществу, человеку как таковому;
— культивирование чувства вины, неуверенности в себе;
— сакрализация науки и техники в детских глазах, культивирование завороженности техническими достижениями;
— превращение детей в «экономических людей», в послушные винтики кредитно — капиталистической системы организации общества;
— развитие представлений о себе и своем труде как о товаре, который нужно постараться как можно дороже продать почти любой ценой / формирование цены ребенка как товара складывается из четвертных и годовых оценок, продолжается т.н. «портфолио», баллами ЕГЭ, олимпиадными достижениями, системой академических баллов и достижений уже в высшей школе (так называемыми «цифровыми образовательными следами»).
Это и есть то, что мы сегодня красиво называем «компетентностный подход».