Автор: Илья Гункин, координатор рабочей группы по подготовке Всероссийской семейной конференции «Укрепляя семью — Измени мир». / Источник (Христиане Ру)
Общался сегодня с человеком в фейсбуке… Не общался даже, а так — перекинулись парой комментариев в «посте». Поговорили о том, как любовь соотносится с разумом. Его мысль, вроде бы простая, но как то не всегда очевидная, показалась мне важной. Вот что он написал: «Хитрость дьявола в том, что ему легко удается убедить человека в достаточности «химии» (переживаний, эмоций) в любви, но правда в том, что «химия» — это песок (пляжный!)». Он имел в виду, что для своей «настоящести» любовь должна быть осмысленной, а не просто чувственной.
В этот момент у меня как будто третий глаз открылся (шутка) на современную культуру. Начал размышлять о том, насколько агрессивно и эффективно современная популярная культура настаивает на свободе подобной переживательной «химии» для каждого человека — свободе чувственности без всяких рамок, без ограничивающих табу, одним словом — без догматики. Настаивает настолько убедительно, что уже немало людей начинает придавать такой свободе статус некоего естественного закона всеобщей терпимости к любой человеческой «хотелке»…
Страшно сказать, даже и среди христиан немало таких, кто свои «нахимиченные» хотелки умудряется возводить в статус воли Божьей, не стесняясь применять «экспериментальную химию» подобного рода и к Священному Писанию. Кому-то перестала нравиться жена, или муж, или просто стала нравиться полигамия, а кому-то и того хуже… «Ну что ж, вот вам место Писания, кажется оно об этом… а если даже нет — Бог то нас все равно любит. Все естественное не безобразно!
Давайте принимать и любить друг друга такими, какие мы есть»;. Таким образом смешиваются совершенно разные вещи. Любить — да, а вот принимать? Апостолы и древняя Церковь в вопросах принятия людей с определенными, прежде всего, сексуальными грехами были весьма избирательны.
Главная сегодняшняя проблема христианства в семейных вопросах не в том, на мой взгляд, что грех все же происходит — каждый человек слаб, греховен, несовершенен, в большей или меньшей степени духовно не просвещен. Каждый идет своим долгим и непростым духовным путем освящения и приготовления к вечной жизни. Или не идет. Если бы было не так, человечество не нуждалось бы в Спасителе.
Отличительная особенность современных семейных проблем в том, что вполне языческие гедонистические и потребительские представления проникают в богословие — в базовые богословские представления о семье, о ребенке, а значит и в целом — в представления о божественном смысле человеческой жизни, о самом Боге и Его характере.
Атакуются корневые догматические представления о человеке как таковом, поскольку брак, семья, чистая и верная супружеская любовь, продолжение рода учреждены еще до грехопадения и являются частью общего божественного призвания людей. Современная популярная культура развитого мира, которую многие называют пост — христианской, в это больше не верит.
Со всей своей эмоциональной мощью и идеологическим неистовством — достойными библейского Левиафана и многократно усиленными СМИ, — популярная«постхристианская» культура вознамерилась напрочь снести границу сакрального и профанного, Церкви и мира, нравственности и аморальности, догматического и еретического.
А начинается ее «не крестовый» поход с вот такой внешне невинной «химии» чувственных «хотелок», которые современный человек (если он хочет быть достойным этого высокого звания), просто обязан ставить выше «устаревших» и «средневековых» — в общем не модных и не актуальных церковных догм и нравственных правил. Но невинность эта мнимая, поскольку подспудно утверждается авторитет чувственности над авторитетом неповрежденного слова Божьего.
В середине прошлого века известный католический философ Жак Мартен обратил внимание на то, что «если не будет спасен разум, нельзя будет спасти ничего». Традиционные библейские доктрины, то, как Церковь думала и верила «везде и всегда» в вопросах семьи и детства, сегодня нужно буквально спасать под натиском поп — культуры, пытающейся создать профанную а-догматическую «поп — теологию», все больше оправдывающую плотскую потребительскую чувственность.
Недавно при встрече один уважаемый баптистский епископ с болью отметил, что священники православной и католической Церквей никогда не позволят себе слова сказать про то, что отрицающее и пренебрегающее основами библейского взгляда на семью поведение нормально. А протестанты вот позволяют, пока, правда, в основном, на Западе. Также он глубоко и верно отметил, что проблема, с которой мы имеем дело в современной семейной ситуации, выходит далеко за рамки конфессиональных границ. Это проблема всех христианских конфессий, всего общества. В конце концов — это проблема общечеловеческая и решать ее также нужно сообща.
В Москве, с 24 по 26 ноября, по инициативе группы верующих и лидеров различных евангельских церквей, поддержанной несколькими евангельскими союзами, мы проводим Всероссийскую семейную конференцию «Укрепляя семью — измени мир».
Ее цель — мобилизация евангельских ресурсов, в том числе и образовательных, направленных на укрепление семьи. Нам удалось пригласить очень нужных, в свете настоящего разговора, людей — доктора Дэна Брюстера, баптистского профессора из Малайзии, который является признанным специалистом в сфере богословия ребенка, и англиканскую супружескую пару — Никки и Шилу Ли. Они уже много лет успешно занимаются супружескими, родительскими курсами и курсами по подготовке к браку.
Мы, как организаторы конференции, верим, что здоровая христианская семья – эта та точка опоры, на которой зиждется здоровье и церкви и общества, и поэтому задача по ее укреплению является критически важной как для церквей, так и для нашего общества.