Учеба вне школы: в чем преимущества семейного образования?

Современная система стандартизированного школьного образования напоминает фабрику по производству людей с определенными заданными компетенциями.

Почему? Потому что она создавалась для обеспечения фабрик и заводов времен промышленной революции 18-20 вв. Человек, работающий на массовом производстве должен был уметь читать (документы, чертежи и прочее), считать (товары, детали и тому подобное). Ему не нужна была классика в оригинале, которая лежала в основе до промышленного образования.

Почему? Потому что от нее никакой экономической пользы… Но ему, если он не просто лопатой махал, нужны были инженерные естественно — научные  знания (физика, химия, алгебра-геометрия), чтобы производство развивать, чтобы им управлять, его организовывать, создавать новые станки, новые рабочие места и тому подобное. Изучение иностранных языков также  поощрялось во многом именно по этим утилитарным мотивам — чтобы максимально экономически эффективно осваивать достижения НТР в других странах. 

В итоге родился так называемый «экономический человек». Научный менеджмент в конце 19 века рождался именно как наука об управлении таким человеком в больших масштабах. Человеком как «прибором»  по производству промышленных товаров.

По этому первые учебники по менеджменту создаются учеными по заказу крупных промышленников, эксперименты и пробы проходят на предприятиях  Рокфеллера и ему подобных  как учебники по учету и развитию эффективности трудовых движений. И под эти задачи выстраивается и государственное, и частное образование.  

Экономический человек не должен был забывать естественно-научные знания, а, напротив, умножать их и применять на деле. Он очень боялся их забыть и очень хотел умножать.

Тот, кто забывал школьные знания, оказывался просто у станка. Причем чем больше забывал, тем у более простого оказывался станка и тем меньше зарабатывал.

Вот такой была правда стандартизированного образования времен промышленной революции, которая и породила современные национальные школьные системы. По крайней мере в развитых странах.
СССР в этом смысле включился в индустриальную гонку с существенно более низкого уровня индустриализации — и из-за индустриального отставания уже в царской России, и из-за собственных проблем с революцией и гражданской войной, разрухой, 1 и 2 мировой и проч. По этому у нас в догоняющем режиме экономическая эффективность была жестко поставлена во главу уже не личного и частного, но государственного интереса. А, соответственно, и школа — как поставщик «экономических людей» для удовлетворения этого интереса.

Вся образовательная система вплоть до самых последних времен, включая и современность, так работала и, во многом, продолжает работать. И хотя для экспертного сообщества системный кризис очевиден давно, изменение системы, по всей видимости, займет достаточно большой промежуток времени. Проблема в том, что, с одной стороны, потребность в людях, занятых в массовом производстве, а также в официантах и водителях, охранниках, офисных работниках и прочих низко квалифицированных сотрудниках, хоть и неуклонно сокращается, но далеко еще исчезла и будет оставаться  — а значит стандартизированное образование также остается все еще востребованным ( но при этом очевидно, что емкость этих трудовых рынков будет неуклонно снижаться); а, с другой стороны, для развития инфраструктуры альтернативных проектных форм образования должна быть  подготовлена существенная база — ресурсная, кадровая, законодательная  и так далее, что требует как управленческой воли и ресурсов, так и существенных административно — управленческих усилий, а, следовательно, времени.  

Но факт остается фактом — потребность в таких стандартизированных людях, а, точнее, в их труде,  будет все более сокращаться. Все, что требовалось ранее, с большим успехом будут выполнять и во многом уже  выполняют машины — машины ничего не забывают, не устают, не бунтуют и прочее. 

«Человеческий фактор на производстве сегодня считается прямой угрозой», — эта прямая цитата из  буквально вчера прослушанного с партнером вебинара по онлайн образованию как нельзя лучше отражает реалии современного массового производства.  Таким образом, люди нивелированные, стандартизированные, лишенные своей самобытности и уникальности (дивергентности) современной стандартизированной системой образования, оказываются в группе максимального и массового риска безработицы уже в следующем поколении, поскольку роботы оказываются намного компетентней людей, получивших такое образование. 

В тоже время образование в семейной форме становится всё более популярным.

Почему родители всё чаще предпочитают школьному образованию семейное или домашнее?

Основными причинами эксперты называют такие, как желание сохранить здоровье ребенка, оградить его от негативного влияния, желание помочь ребенку двигаться в его индивидуальном темпе и в тех образовательных направлениях, которые он или родители считают приоритетными.

Наиболее часто декларируемые цели семейного (домашнего) обучения:

  • максимально эффективно использовать учебное время за счет индивидуального подхода;
  • не потерять любопытство и естественный интерес к окружающему миру
  • развиваться в наиболее образовательных направлениях.


ГИБКОСТЬ И МОБИЛЬНОСТЬ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уже сегодня в России (как и за рубежом), существуют тысячи семейных, детских, репетиторских клубов, так называемых семейных (не) школ, в рамках которых родители объединяются для привлечения определенных специалистов-консультантов и репетиторов, воспитывающих и обучающих их детей по индивидуальным траекториям.

Эти проекты не итак давно объединились в Ассоциацию развития семейного образования (АРСО). Подобные клубы — нешколы подчас характеризуются значительно большей вовлеченностью родителей в образование детей, большей гибкостью и мобильностью, нежели массовая школа. Особенно когда дело касается развития новых направлений, организации интересующих эти семьи детских мероприятий и проектов. Они также помогают родителям объединяться по направлениям образовательной и проектной деятельности, наиболее подходящим их детям. При этом дети продолжают проходить тестирование по государственным образовательным стандартам, благодаря праву на семейную форму обучения, указанную российском в законе об образовании. 

ВИРТУОЗЫ ПРОФЕССИИ

Рынок труда ждут крутые перемены: автоматизация, робототехника и новые информационные технологии, массовая виртуализация труда и общения уже начали влиять на картину занятости. Через несколько лет она может измениться до неузнаваемости. Об этом заявляют представители Международной организации труда (МОТ). 

Это вызывает сразу несколько резонных вопросов:

– Кто будет нужен и востребован?

– В каких формах образования можно готовить таких востребованных людей?– Какими должны быть образовательные кадры для подготовкитаких людей?

Руководитель «Академии Хана» Салман Хан считает, что уже в ближайшем будущем будут востребованы:

– люди, способные мыслить и действовать нестандартно, способные заниматься нестандартной умственной деятельностью, которая не под силу автоматам и искусственному разуму;

– инноваторы, инновационные предприниматели, творческие люди. Причем они могут быть «узчайшими» специалистами, плохо понимающими всё остальное (ведь человеку все равно невозможно охватить все знания мира), но это будут действительно виртуозы в своей «узчайшей»области;

– предприниматели, способные объединять людей нестандартного умственного и творчески-инновационного труда в виртуозные команды.

ПРОФЕССИЯ УЧИТЕЛЯ КАК ТРЕНЕРА-НАСТАВНИКА

Это значит, что качество образования будет оцениваться по качеству проектных достижений выпускников образовательных программ. Работодатели всё больше будут требовать не дипломов, а успешных проектов, портфолио творческих, исследовательских, управленческих, предпринимательских проектных достижений в интересующих их областях. Да и сами программы будут всё более и более переходить от стандартизированного тестирования когнитивных навыков и компетенций выпускника к более комплексной оценке качества мышления, инициативности и творческого потенциала в проектной деятельности.  Педагог в традиционном смысле «репродукции знаний» будет всё больше отходить на второй план, а на первый в образовательном процессе будет выходить роль тренера, наставника, который не просто что-то знает, а способен помочь ученику развить мышление, творческий потенциал, инициативность.

Цена доступа к знаниям стремительно дешевеет, практически стремясь к нулю. А вот ценность и цена тренеров-наставников, владеющих методологиями развития мышления и творческого потенциала,  быть может, вообще не педагогов в смысле традиционного образования, но людей, способных подготовить к высоким проектным достижениям в избранной области, – дорожает.

Дорожает как стоимость их подготовки, так и стоимость их труда. Профессия учителя как тренера-наставника в этом смысле будет становиться всё более и более значимой. Но его компетенцией перестанут быть теоретические знания как таковые. От него будет требоваться тренерско-наставническое мастерство. Он уже не сможет всё знать лучше учеников, но будет профессионалом, знающим, как поддерживать и развивать мысле-деятельностный, творческо-проектный, предпринимательский, исследовательский, умственный и нравственный потенциал тренируемых. 

В современной российской ситуации одной из наиболее приемлемых, на мой взгляд, и как нельзя кстати не так давно зафиксированных в федеральном законе об образовании форм для подобного нестандартизированного проектного обучения является как раз семейная форма образования, охватывающая собой множество различных форм — от полностью домашнего гувернерско-репетиторского формата до различного рода форм альтернативного образования, некоммерческих партнерств родителей, образовательных клубов и др.  

В этой форме уже не школа со своими отработанными тестами, стандартами и потоковым обучением по стандартизированным методикам, а именно родители – в как можно более конструктивном партнерстве с самим ребенком и тренерами-наставниками в избранных воспитательно-образовательных областях берут ответственность за выстраивание его образовательных траекторий.

ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Индивидуальный темп обучения. Родители могут самостоятельно устанавливать расписание ребенку. Если он плохо усваивает информацию, то следует подбирать методику преподавания предметов так, чтобы он понял всё до мелочей.
2. Родители и учителя смогут выявить таланты ребенка и направить его развитие и обучение по такому курсу, который пригодится в будущем.
3. У ребенка появляется возможность изучить редкие предметы, которые не преподают в школах, – языки, архитектуру, искусство и т.д.
4. На ребенка никто не будет влиять, кроме преподавателей, которые устраивают и родителей, и ребенка.
5. Возможность воспитать личность по специальной индивидуальной программе.
6. Процесс освоения знаний будет проходить в социально защищенной среде – индивидуально или в малых группах. Ребенок будет огражден от негативных социальных влияний, подчас сопутствующих обучению в больших классах публичных школ.
7. Возможность распределить оставшееся время от учебы на хобби и секции по своему усмотрению.
8. Родители могут контролировать процесс развития ребенка, могут следить за состоянием его здоровья.
9. Родители смогут определять питание ребенка.
10. Можно освоить школьную программу менее чем за 10 лет и сдать экзамены экстерном.

УГРОЗЫ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Недостаточная (по мнению части родителей) социализация ребенка.
  2. Низкое качество образования при недостаточности внимания к процессу со стороны родителей.
  3. Риски слабой материальной базы домашнего обучения / невозможности найти достойных учителей.

Поделиться ссылкой: