* «Интернет, газеты, журналы, телевидение и т. д., рассматриваемые как группа» / Cambridge Dictionary.
* «Артефакты средств коммуникации» /Торонтская школа теории коммуникаций.
* От латинского medium — средний или посредник. Означает субстанцию, через которую передаётся сила или любое другое воздействие.
Футуристические тенденции полного превращения жизни в медиа-жизнь прозрачно очевидны. Сегодня их с необходимостью должно включать всякое планирование — от личного и семейного до государственного и глобального. Прямо на наших глазах вот уже с полвека происходит медиа — переизобретение всего.
Глобальная медиа-деревня.
Термин придумал Маршалл Маклюэн ещё в 60-х гг. прошлого века, провозглашая: «Земной шар сжался до размеров деревни». Развитие медийных и коммуникационных практик глобального охвата вовлекает каждого в общечеловеческую проблематику. Цифровые медиа платформы, оцифровывая и медийно репрезентируя каждому планетарную картину мира, делают человека медиа-гражданином планеты. Они расширяют границы человеческого восприятия до полностью глобального масштаба.
Как говорит Маклюэн: «»Люди – неожиданно для себя – все более основательно «втягиваются», «влезают», «вплетаются», «проникают» в жизнь друг друга».
Главной структурной единицей глобальной медиа-деревни выступает мегаполис — гибридный, медиа-физический город.
Медиа-город.
Это медиа-переизобретение городского начала.
Город умер, да здравствует мегаполис! Глобально ориентированный мультикультурный, мультиэтнический, многофункциональный медиа-город. Основная сцена общественной жизни XXI века.
Главные заботы городских властей — организация движения, экология и мусор, безопасность, системы жизнеобеспечения, социальной, культурной, экономической и политической жизни, — перенацеливаются на пассионарную медиа-реновацию города. На целостную интеграцию медиа-сетей во все его пространства и инфраструктуры. Или даже иначе — на целостную интеграцию города в глобальные медиа-сети глобальной медиа-деревни.
В медиа-городе все индивидуальные и групповые явления жизни приобретают информационно-техническое измерение — рутины и праздники, семья и общество, работа и отдых.
Опустошаются жилые кварталы городского центра, стремясь к замене деловыми, торговыми и культурно-развлекательными медиа площадками.
Расширяются городские границы. В медиа-городе исчезает граница с деревней. Он втягивает деревню в своё единое медиа-пространство. Он нацелен на постоянное расширение, поглощение пригородов а также частных, сельско-хозяйственных, свободных и деревенских пространств.
Медиа-человек.
Происходит глубокая медиа-трансформация социальных и антропологических практик. Все человеческие практики становятся гибридными, сочетающими в себе медийное, виртуальное и физическое пространство.
Медиа-товары.
Торгово-развлекательные функции старых улиц переносятся в торгово-развлекательные центры, в которых центральное место по оборотам приобретают товары, связанные с медиа и информацией — компьютерное и телевизионное оборудование, оборудование для фото-видео-аудио сьёмки-записи-трансляции-простмотра, смартфоны и услуги связи, планшеты и электронные книги, компьютерные игры и игровые приставки, тысячи динамично развивающихся наименований и модификаций новых гаджетов, сетевые кинозалы.
Информационные товары начинают превалировать над другими формами производства. А вся торговля, в очень существенной степени, становится медиа-торговлей.
Медиа-экономика.
Особую важность в экономике приобретает контроль над:
- медиа-платформами
- сетевыми протоколами
- интеллектуальной собственностью
Новая, информационная, медийная экономика — это экономика знаний и интеллектуального капитала.
Её существенной частью является совсем недавно никому не известный, а сегодня главный в успехе крупного бизнеса, ресурс — BIG DATA. По законам гибридного социо-технического пространства коммуникации присходит гиперкоординация промышленного производства в соответствии с достижениями маркетинга в управлении BIG DATA. Хотя, конечно, только большими данными успех не ограничивается.
«Знаниевая экономика» требует превращения всех коммерческих компаний, некоммерческих и даже государственных органов в «знаниевые организации». Их бизнес модели строятся на создании или захвате данных, переработке данных сначала в информацию, а затем в знания, и далее на максимально эффективном применении знаний при помощи всех доступных технологий, в том числе информационных.
Ключевое значение для успеха отдельных индивидов и небольших компаний приобретает футурология, прогнозирование будущего, сценарное планирование будущего. Скорости таковы, что те, кто не прогнозирует, или прогнозирует ошибочно — быстро отстают, теряют конкурентные преимущества, силы, ресурсы.
Ключевое значение для крупных корпораций и политических элит приобретает методология Форсайт (анг. — предвидение) — конструирование целевого видения будущего для социума с применением медиа-возможностей.
Важной составляющей Форсайта является создание медиа-сетей, состоящих из высококвалифицированных и заинтересованных в действиях участников — представителей власти и общества, науки и культуры, бизнеса и некоммерческого сектора, — способных мобилизовать значительные ресурсы на выработку и реализацию общего видения решения общественных, экономических, экологических и прочих проблем.
Медиа-события.
Любые события всё больше и больше организуются как медиа-события. Даже если это простой семейный поход на пляж он появляется, как минимум, в семейных группах мессенджеров, а, скорее всего, в публичных соц. сетях, и, таким образом, становится медиа-событием.
Все современные социальные взаимодействия приобретают социо-техническое измерение, опосредованы информационно-коммуникационной техникой. Если даже мы общаемся лично, этому предшествуют и последуют социо-технические формы коммуникации, они образуют единый социо-технический коммуникационный процесс.
События спонтанного социального взаимодействия старых улиц переносятся в мессенджеры, социальные сети и на платформы аудиовизуальной коммуникации.
Геомедиа.
Все события и передвижения становятся геоданными, достоянием геомедиа. (Скотт Маккуайр, 2018).
Геомедиа — это концепт, который кристаллизуется на пересечении четырёх взаимосвязанных траекторий:
- Конвергенции, стирающей различия старых и новых форм коммуникации, создания, сбора и распределения информации;
- Повсеместности, то есть всеобщей доступности и открытости геомедиа, и, как следствие, всеобщего погружения в геомедиа;
- Учёта геолокации (location-awareness): каждый значимый объект, включая человека, становится курсором на карте, к которому привязаны динамически накапливаемые данные об объекте;
- Обратной связи в режиме реального времени: интеракции и транзакции между объектами геомедиа стремятся к мгновенности.
Медиакратия.
Как бы не называлась национальная или глобальная политическая модель, она по существу своему является медиакратией. Вся глобальная и локальная политическая иерархия выстраивается как иерархия интернациональной медиакратии. Как иерархия доступа к медиа-каналам, как иерархия уровня свободы быть услышанным.
Для того, чтобы эффективно влиять на граждан властям приходится в большей или меньшей степени колонизировать информационный интерфейс. Поэтому миром правят хозяева сетевых протоколов. По убеждению Юргена Хабермаса, высказанному еще в конце 20 века, таким образом осуществляется ре-феодализация политического пространства.
Одной из главных составляющих современной политики можно считать появление искусственного социо-технического общественного пространства. Это искусственное общее становится глобальной платформой публичного действия, сочетающей в себе сложную структуру и иерархию глобально взаимосвязанных сетевых платформ. Политическая борьба превращается в борьбу за контроль над этими платформами.
Конструктивные и деструктивные медиа-возможности.
Медиа-проблема прав на частную жизнь.
Прямое участие людей в искусственных общественных медиа-пространствах создаёт предпосылки для формирования информационной базы о каждом человеке. Каждый оставляет всё более заметные сетевые следы: своих интересов и предпочтений, своих траекторий, своего мышления, своих связей и коммуникаций, своих ресурсов и т.п. Сетевые следы превращаются в архивы данных. В возможности для всё более точного рыночного планирования и социо-политического контроля. А если исходить из известного криминального треугольника — мотивы, возможности, средства, — с появлением таких средств и возможностей по экпоненте увеличивается вероятность реализации преступных мотивов.
Чёрный кибер-рейдинг.
В XXI веке главными преступлениями с наибольшим уроном становятся кибер-преступления, которые, по большей части, являются черным кибер-рейдингом — преступным захватом данных.
Белый кибер-рейдинг.
Сермяжной правдой и секретом Полишинеля современности является достижение значительно большего размаха белым кибер — рейдингом, нежели чёрным. Когда ИТ корпорациями осуществляется захват персональных и корпоративных данных в рамках если не духа, то буквы национальных и международных законов. Рейдинг, если он в рамках закона, всегда считался приемлемым и даже похвальным для крупного бизнеса. Чему же тут удивляться или не верить? Ничего личного, чистый бизнес. Сегодняшний человек, акцептуя условия пользования сетевыми платформами, без которых почти не мыслится современная жизнь, добровольно-принудительно передаёт все больше и больше прав на просматривание и исследование своей частной жизни третьим, анонимным для него, лицам.
Медиа-творческие возможности человека.
Не смотря на указанные выше риски, новые реалии создают потрясающие по мощи новые медиа-возможности для самореализации человека.
Медиа-взаимоотношения.
Истончаются пространственные преграды. Истончаются временные преграды. Все общаются со всеми на планете. Истончаются культурные преграды — благодаря онлайн переводчикам и новым возможностям взаимного узнавания людей различных культур.
Развивается «нео-трайбализм». Появляется возможность созидания дотоле невиданных «сетевых племён» по интересам. Потеря большей части анонимности приводит к повышению осознания ответственности за свои слова и действия. Появляются предпосылки для формирования культуры публичной корректности.
Медиа-образование.
Многократно увеличивается доступ каждого к знаниям и информации.
Бурно развиваются индивидуальные и коллективные альтернативные формы образования с использованием открытых и закрытых медиа-цифровых баз знаний.
Образовательные проекты становятся всё более разветвленными и динамично развивающимися национальными и глобальными базами знаний со всё более открытым доступом.
Образовательные проекты (по крайней мере альтернативные) становятся всё более ориентированными на индивидуально-личностное развитие человека, поскольку благодаря превращению самих знаний в медиа-контент меняется главная задача педагогики: от трансляции знаний она переходит — или, по крайней мере, может переходить — к развитию личности.
Медиа-творчество.
Новые медиа-пространства — соц. сети, мессенджеры, блоги и сайты, интернет-ТВ и радио, динамические медиа-архивы, приложения для аудиовизуальные коммуникаций, городские арт-экраны и медиа-здания и пр., — создают колоссальные социо-технические ресурсы для индивидуального и коллективного творчества каждого человека, в том числе и для творческого политического действия.
Развиваются новые всё более партиципативные формы искусства. Ниже привожу их неполный список. Стараюсь не указывать откровенно трансгрессивных практик.
Искусство взаимоотношений. Альтермодерн. Киберформанс. Net-Art. Био-арт. Программное искусство. Информационное искусство. Интермедиа. Инсталляция. Кибернетическое искусство. Кинетическое искусство. Социологическое искусство и соц-арт. Компьютерное и электронное искусство. Искусство интерьеров и экстерьеров, искусство ландшафтного дизайна и ландшафтной архитектуры. Дадаизм, сюрреализм, масссюрреализм. Демо-сценическое искусство. Environmental art, Land-art. Видео-арт. Хеппенинг. Процесс-арт. Роботизированное искусство. Апроприация. Анаморфоз. Фото-реализм. Гео-медиа арт. Трехмерные изображения. Боди-арт. Искусство динамических световых изображений. Солнечное искусство. Гибридное искусство…
Искусство приобретает способность становиться коллективным технико-социо-культурным творческим действием.
Медиа-общественная деятельность.
Развиваются новые партиципативные социо-технические формы сотрудничества власти и каждого человека, а, точнее, вовлечения каждого человека в политику:
- По улучшению и развитию общественного пространства
- По решению социальных и экологических проблем
- По стратегическому и тактическому повышению эффективности политического управления обществом в целом и локально.
Появляется социо-техническая возможность всё более всестороннего прямого участия абсолютно каждого человека в политике.
Появляется возможность создания вольных социо-технических пространств при обеспечении минимального уровня угроз жизни и здоровью граждан.
Появляются новые инструменты свободы быть услышанным:
- Сетевые СМИ и блоги политических активистов
- Сетевые политические движения
- Сетевые гражданские партнерства в различных общественных проектах
- Массовый сетевой сбор подписей
- Сетевые массовые обращения в политические органы
- Гибридные и сетевые политические акции. Например флешмобы.
Медиа — культура.
У Маклюэна есть интересное наблюдение, касающееся развития человечества всвязи с медиа-технологиями. Он считает, что именно они, а не классовая борьба, являются драйвером развития общества. На этом пути он выделяет 3 качественных изменения — изобретение пера, изобретение печатного станка (обеспечившего взрывной рост холодных медиа), и изобретение электричества.
По его мнению до пера коммуникации были «горячими», т.е. ярко эмоционально окрашенными. Это время только устной и образной коммуникации. Во всём остальном вне языка было принято полагаться на интуицию, веру.
Перо и далее печатный станок сделали человеческую культуру интеллигибельной культурой холодных, эмоционально нейтральных, рассудочных коммуникаций. Это время зрения, в не слуха. Логики, а не интуиции и духа, считает ревностный католик Маклюэн.
И вот теперь, с веком мгновенных электронных коммуникаций, благодаря всемирной медиа-электронной нервной системе, человечество возвращает себе утерянную вместе с появлением пера температуру и богатство эмоциональной, интуитивной, духовной жизни.
Оптимизм Маклюэна трудно до конца разделить человеку, живущему на полвека после него. Но одно несомненно: благодаря медиа в мировой культуре эмоции начинают подавлять рассудочность.
Эмоциональный перегрев приводит к тому, что главной по важности для аудитории становится не сама правда событий, а то, каким образом и в какой эмоциональной упаковке они преподносятся и освещаются.
Что, в свою очередь, создаёт почву для развития виртуальной действительности — «постистины», или «постправды».
Дело в том, что на общество всё меньше влияют действительные события и факты, и всё больше — их медиа репрезентация.
Что, в свою очередь, приводит к невиданным дотоле возможностям виртуализации жизни и культуры — возможностям лишения действительности, её истории и современности, каких-то существенно важных свойств.
Медиа платформы оцифровывают действительность, превращая её в цифровые данные, удобные для репрезентации каждому, в медиа-действительность. Таким образом, с одной стороны, они создают потрясающую возможность причастности, воссоеднения человека с людьми по всей планете. А с другой — к искажению действительности по желанию владельцев медиа-платформ, к которым могут оказаться применимы метафоры Оруэлловского «министерства истины» или Декартовского «злого гения».
Так было и раньше, но в более коммуникационно разряженной и холодной ситуации виртуализация и возможности манипуляции сознанием не имели такого влияния на общество, как в глобальной медиа-деревне.
По крылатому выражению Маклюэна — «The medium is the message». То есть уже полвека назад ему было очевидно, что медиа-каналы являются единственным источником информации о действительности для большинства обычных людей. Они и есть единственная глобальная действительность для всех, кроме элит. И они активно реформируют нашу культуру. For good and for bad.
«Но где опасность, там вырастает и спасительное».
Эти слова Гёльдерлина из гимна «Патмос» цитирует Мартин Хайддегер, говоря о технике. Хуказывает на опасность становления техники на место человеческого бытия, считая эту опасность техники ключевой. С другой стороны, возвращаясь к оригинальным греческим смыслам «техно» как творчества, про-из-ведения, по-эзиса, он показывает колоссальный потенциал раскрытия истины, полноты бытия, связанный с возвратом техники к первоначальному смыслу. Он также предполагает вместе с Гёльдерлином, что человечество, попробовав опасных граней техники вполне может и, по идее, должно — если оно хочет быть человечеством, иметь собственно человеческое бытие и стремиться к его полноте, — вернутся к творческому раскрытию истины через такое отношение к технике, которое не подавляет, а, напротив, раскрывает бытие.
После Хайдеггера прошло почти 70 лет. Не смотря на то, что техническая подмена (хайдеггеровский по-став) человеческих смыслов носит всё более угрожающий характер, мы, наверное, можем обнаружить в ряде современных техно-тенденций, особенно в социо-технических и медийных, хайдеггеровские признаки частичного творческого перерождения техники.
Будущее 4.0: Общество знаний vs Кибер-физическое общество
Это видно прежде всего в том, что, как многие эксперты отмечают, мы входим в некую 4-ю экономическую фазу истории общественного устройства индустриального общества (после паровой, электрической и информационной). Некоторые называют её также и постиндустриальной. Эту фазу кто-то называет знаниевой (Knowledge Economy), хотя другие предпочитают использовать понятие кибер-физическая конвергенция или даже революция, изменяющая сами ключевые смыслы взаимоотношений технического и физического пространств, включая внедрение технических достижений непосредственно в тело человека. В первом варианте предполагается, что человек всё более и более будет иметь дело именно с чистыми знаниями о реальности, во втором — с медиа-интерфейсом, который и станет его единственной реальностью, всё более полно интегрируясь в него самого.
В этих разных понятиях отчасти сокрыта и разность подходов. Хотя, возможно, это лишь разные изводы развития одного и того же кибер-физического феномена. Но, так или иначе, это значит, что передовые организации (не важно — в бизнесе, общественном или государственном секторе) будут всё более и более напоминать хорошие образовательные и исследовательские институты, поскольку их главной задачей станет и уже становится интериоризация существующих и создание новых знаний. Во многом именно благодаря медиа-технологиям знания становятся главной валютой формирующегося общества знаний, а его главным капиталом становится капитал интеллектуальный.
Но проблема монополизации или даже колонизации этого капитала хозяевами сетевых платформ остаётся ключевой. Мало того, появляется новая проблема — биофизическая. Клаус Шваб пишет в своей нашумевшей книге про 4-ю промышленную революцию: «…эти технологии могут вторгаться в пространство, которое до сих пор оставалось личным, в наш разум. Они могут предугадывать наши мысли и воздействовать на наше поведение. Они способны анализировать происходящее и принимать решения, используя для этого методы и данные, непонятные или слишком сложные для человека. Они могут менять клетки человеческого тела, влияя на еще не родившихся детей. При всем этом цифровые сети позволят технологиям распространяться гораздо быстрее, чем за всю предыдущую историю технического прогресса».
Цифровой тоталитаризм
Юваль Харари — израильский военный историк и футурист, один их самых влиятельных из ныне живущих интеллектуалов мира, считает, что культуре релятивистского пост-модернизма наследует тоталитарный пост-пост-модернизм — новый цифровой тоталитаризм. Это ультра-модернизм и трансгуманизм, построенные на насильственном продолжении модернистско-гуманистических тенденций в кибер-физическую сферу. Он выделяет следующие тенденции, которые, по его мнению, могут реализоваться уже к 2050 году — ко времени зрелости сегодняшних тик-токеров. Ниже я решил их перечислить.
Тоталитаризм алгоритмов
Технологии помогают тогда, когда мы знаем, чего хотим, когда сами формируют смыслы своей жизни. Иначе технологии сами нам всё это навяжут, произвольно насилуя нашу природу, судьбу.
Он говорит: «По мере совершенствования биотехнологий и машинного обучения станет легче манипулировать всеми эмоциями и желаниями людей…. Следовать своим желаниям станет еще опасней, чем сейчас: откуда нам знать, действительно ли это наши желания?».
Всё легче и легче мы доверяем выбор фильма алгоритмам IVI, MEGOGO, NETFIX и пр., подборку новостей — Google, Yandex, Facebook, Telegram, покупки — Alibaba, Ozon, Amazon. Таким образом медиа-нейросети знают о нас намного больше, чем мы знаем о себе сами. Они знают наши траектории движения, наши тексты (которые Бил Гейтс научил нас собирать исключительно электронно), нашу речь, (которая сегодня на 100% звучит в зонах покрытия мобильных и WI-FI), наши финансовые и товарные транзакции, состояние нашего здоровья, наше привычки в еде, одежде и прочее. Сначала они превращают всё это в данные благодаря подключённым к сети устройствам / вещам с возможностями отслеживания (а таких устройств на земле уже более 15 миллиардов). Сбор данных идёт уже как минимум 10-15 лет.Затем передают данные алгоритмам ИИ на анализ. Как только ИИ алгоритмы получат доступ ко всем данным о нас (пока этого повсеместно ещё не произошло — мешает, в основном, законодательство) они смогут контролировать нас полностью, и мы не сможем с этим ничего поделать. Мы даже не будем этого понимать.
Массовая безработица
Автоматизация и роботизация уничтожит большую часть традиционных рабочих мест. Неясно, что с этим делать. Людям придётся переучиваться и, возможно, переучиваться не один и не два раза. Новые технологии и совершенствующийся ИИ будут по экспоненте множить технологические прорывы. Профессии будут быстро устаревать.
В школе нужно будет учить эмоциональной устойчивости
Говорит Харрари. Но я бы сказал, что нужно учить духовно-нравственной устойчивости ещё более. Хотя не менее важно учить и адаптироваться. Харрари считает, что самое главное в новых компетенциях — умение адаптироваться к новым условиям. Новые технологии создадут новые проблемы, с которыми человечество раньше никогда не сталкивалось, и это потребует совеершенно другого уровня психологической устойчивости.
Часть стран станет информационными колониями
«Если не принять меры, чтобы распределить технологические богатства, которые дает нам ИИ, то они будут сконцентрированы в нескольких центрах, а другие страны либо обанкротятся, либо станут эксплуатируемыми информационными колониями».
Технологии могут привести к созданию новой расы
В ближайшие десятилетия, благодаря искусственному интеллекту, кибер-физическим, кибер- биотехнологиям появятся немыслимые возможности переизобретения жизни тех, кто будет иметь доступ к таким возможностям.
Результатом может стать раса людей, очень умных и очень дисциплинированных, но лишенных сострадания, духовной глубины и неспособных воспринимать художественные произведения.
Экономика совместного пользования (Sharing Economy )
Напоследок хотелось бы отметить как возможность технологии распределённого реестра (Distributed Ledger Technology, или DLT) и, прежде всего, так называемые peer-to-peer networks — одноранговые сети, создающие возможности для коммуникаций без посредничества централизованных платформ и сетевых протоколов. На их основе возникают несколько важных глобальных инициатив:
- Криптовалюты.
- Sharing economy: экономика совместного пользования, повышающая уровень взаимоотношений и доверия людей.
- Crowdfunding: инструменты инвестированая и привлечения инвестиций в обход централизованных финансовых и банковских структур.
Пока сложно сказать, в каком направлении это будет развиваться. Но уже сейчас эти технологии повышают уровень инклюзивности и доверия людей друг к другу.
Подитоживая этот несколько сумбурный текст, хочется отметить, что возможности современной техники прежде всего опасны — и для человека, и для планеты. Человек цивилизованного мира является их полным заложником. При этом у них есть масса несомненных достоинств. И в них есть и спасительная грань, связанная с тем, что, по идее, они должны пробудить собственно человеческие, глубинные смыслы. И нам важно научиться признавать, видеть, исследовать и находить способы избегать опасностей и двигаться в спасительном направлении.
Некоторые источники:
«Вопрос о технике», Мартин Хайдеггер, — 1949
«Геомедиа», Скотт Маккуайр, 2018
«Колонизация интерфейса» Хоружий, 2018.
Homo Deus. Краткая история будущего, Юваль Харари, — 2018
«4-я промышленная революция», Клаус Шваб (Основатель и бессменный руководитель WEF -World Economy Forum), — 2016
Технологии 4-й промышленной революции, Клаус Шваб, — 2018
Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. – 2013
Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. – АСТ, 2011.
«Как стать знаменитым журналистом» Виталий Третьяков, 2004
Рыцарь медийного образа Журнал «Коммерсантъ Деньги» №28 от 18.07.2001, стр. 33
«Структурная трансформация публичной сферы», Юрген Хабермас, 1989