«Вместо добычи оставлю тебе душу твою…»

Друзья знают, что одним из сильно повлиявших на меня авторов является Дитрих Бонхеффер. Удивительно, но будучи протестантом, он, может быть как никто другой, отвратил меня от современного протестантизма. Вообще от любой религии, которая, преимущественно, занимается самой собой и своими корпоративными интересами вместо собственно человека и его души. Считаю, что его величайшей (хотя и во многих отношениях спорной) заслугой именно в протестантском мире является противопоставление религии и подлинной веры, идея «безрелигиозного христианства».

Послушайте, что от говорит в ситуации, когда войска антифашистского блока бомбят Германию, а сам он сидит в Тегельской тюрьме за шпионаж в пользу антифашистского блока и участие в покушении на Гитлера (известном как операция «Валькирия»).

Думаю, Бонхеффер — один из немногих религиозных мыслителей протестантизма, если вообще не единственный, додумавший вопрос об отношениях человека и власти до конца не теоретически, а испробовавший свою позицию лично на себе, вплоть до повешения в апреле 1945-го.

Для него было нечто, намного более важное, чем вопрос о собственной безопасности и безопасности других. Он считал, что подлинный мир и безопасность — антонимы. Он отрицал всякую асоциальность и убегание от ответственности участия в гуще политической жизни своей страны. Он прямо называл всякий этический ригоризм и чистоплюйство в отношении к неидеальным явлениям повседневности — безответственностью, в которую вшит банальный страх спасения собственной шкуры. Но вот что было для него по-настоящему важно. В этих словах, быть может, сформулирована главная мысль его творчества.

«Яснее, чем в какие-либо другие времена, мы познаем, что мир—в гневных и милостивых руках Божиих. У Иеремии сказано: «Так говорит Господь: вот, что Я построил, разрушу, и что насадил, искореню,—всю эту землю. А ты просишь себе великого: не проси; ибо вот, Я наведу бедствие на всякую плоть, говорит Господь, а тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда ни пойдешь» (Иер 45, 4—5).
Если мы из катастрофы, поглотившей жизненные блага, сможем вынести невредимыми наши живые души, то мы должны быть этим довольны. Если сам Творец разрушает свое произведение, имеем ли мы право сетовать на разрушение плодов нашего труда? Наше поколение не призвано еще раз «возжаждать великих дел», его задача—спасти наши души из хаоса, сохранить их и увидеть в них то единственное, что мы выносим из горящего дома. «Храни свое сердце пуще всего, ибо из него исходит жизнь» (Притч 4, 23). Нам предстоит не столько строить нашу жизнь, сколько переносить ее, нам предстоит не планировать, а надеяться, не шагать вперед, а терпеливо выжидать. Но мы стремимся сохранить душу вам, молодому, только явившемуся на свет поколению, а уже силами этой души вы должны будете планировать, строить, организовывать вашу новую, лучшую жизнь. Май 44-го года. Мысли по поводу крещения Д. В. Р. Из «Сопротивления и покорности».

Поделиться ссылкой: