Неужели дьявол живёт в Париже? Или неужели наука это лишь форма магии?

Есть мнение, что в последние десятилетия дьявол обосновался в Париже и лично курирует развитие французской философии. А вы что думаете?

Вот, пожалуй, главные доктрины постмодерна от 4-х его главных французских апостолов. Толковал сам, так что уж как смог.

Мишель Фуко

Мишель Фуко:
— Если Кант говорил «Имей мужество пользоваться своим умом!», то Фуко говорит: «Имей мужество признать, что ты не умеешь пользоваться своим умом».
— Знания — это власть (Развивает мысль Фридриха Ницше).
— Нет этики кроме эстетики (Развивает мысль Кьеркегора, несколько искажая).
— Субъект умер (развивает мысль Хайдеггера о «забвении бытия»).
— Человек — это набор дисциплин «практик себя» (развивает античную «заботу о себе»).
— Мир входит во времена биополитики. Её объект — бессубьектный человек, биомасса. Нужно срочно защищать от такой политики общество. Поскольку биополитика только «надзирает и наказывает». Биополитика — это тюрьма (в варианте Агамбена в «Человеке сакральном»- концлагерь), разросшаяся до размеров общества.

Жан Франсуа Лиотар

Жан Франсуа Лиотар:
— «Метанарратива (одного великого повествования, метадискурса, способного включить нас всех) больше не существует. Действительность — это противостояние и сражение нарративов.
— Знание уже является и будет важнейшей, а может быть, самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть. Но у этого знания другой статус. Это не статус самолегитимировавшегося метанарратива модерна. Знание постмодерна имеет статус информационного товара, интеллектуального капитала, репрезентирующего силу одного из нарративов, производящего его силу и власть и необходимого для усиления его производительной мощи.

Жак Деррида

Жак Деррида:
— Всё, что есть у человека — язык, текст. И нет ничего кроме текста, за текстом, под текстом, над текстом и вне текста.
— текст (язык) не живёт по законам логики. По отношению к целостной действительности языка / текста, логическое заключение сплошь и рядом является спекулятивным, недействительным, бесполезным конструктом. Апорией, требующей деконструкции. До тех пор, пока апории логических конструктов с исключенными третьими опутывают мышление современного человека словно паутиной, остро стоят два вопроса 1) не является ли само такое мышление апорией? б) Не является ли такое (не) мышление не способом развития сознания, но способом искажения и блокирования сознания? Если так, то Деконструкция — единственный путь к разблокировке сознания и развитию подлинного мышления.

Жиль Делёз

Жиль Делёз:
— Сила и власть не одно и тоже. Мир состоит из сил и формируется силами (а не материей и атомами). Очень, кстати, библейская и святоотеческая мысль. А также и магическая… Индивиды суть конфигурации сталкивающихся сил, а не самостоятельные субъекты действия. Субъектность производна от сил и потому случайна. Сила может, а воля желает. Воля есть качественный принцип синтеза сил, конфигурирующий энергетику индивида.
— Общественная жизнь не иерархична, а ризоматична. Устойчивые социальные группы, этносы, социо-культурные сообщества — племена странствующих кочевников (номады), чьи траектории строятся спонтанно и горизонтально, как ответвления корневища (ризомы), а не рационально-логично, вертикально -иерархично и прагматично, как в бюрократии Макса Вебера. Эти племена между собой непрестанно то воюют, то вступают в союзы. То и то и другое.

Мой краткий вывод по постмодерну: Как бы психологи и социологи модерна — Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Зигмунд Фрейд и иже с ними, — и как бы современные техно-психологи и техно-социологи — из наших школа Щедровицкого, или Вахштайн с Шульман, или, безусловно, могучие, когнитивные психологи и прочие когнитивисты, — мир ни расколдовывали, расколдовать его у них так и не получилось, и не получится. Скорее уж наоборот. Научное и технократическое мышление в психологии и социологии (да и в целом) — это лишь один из способов видения мира. Один из видов магии, если хотите. Хотя и сильный, но, вполне возможно, не самый сильный. Так его и нужно воспринимать. Без паники и впадений в крайности. Науке так и не получилось ни полностью вытеснить, ни даже серьёзно объяснить ни миф, ни религию, ни их могучий язык и символы, ни их магию и дух. Они постоянно возвращаются. К сожалению, точно по Фрейду, будучи вытесненными, они, пока, возвращаются в паталогических формах. Нам же важно дать им вернуться полноправно. Но как это сделать после атеизма, секуляризма и научно-позитивного мышления, — достижения которых, безусловно, важны, и , во многом, грандиозны — мир пока не понимает. Но это и есть наша человеческая насущная задача. Ибо мир это магия противоборства сил в борьбе за власть. А не рационально организованная материя. А потому наука не то чтобы должна уйти, нет. Ни в коем случае. Но она должна научиться знать своё место в холистическом мире сил, в котором она лишь одна из них — знать свои пределы и быть открытой к диалогу и сотрудничеству с другими силами.

Поделиться ссылкой: