Тоже мне, Макаренко выискался!
Почти что вот только так я слышу в обиходе имя Антона Семёновича Макаренко.
Кажется, что на Макаренко, его подходах и педагогике поставили серию штампов: «совок», «командная педагогика», «трудовая колония», «палочная дисциплина», «устарело» и пр. …
То ли дело когнитивное обучение, метод проектов, развивающее обучение, диалог культур, свободная педагогика, коммуникативная дидактика, метод Монтессори или Вальдорфский, комплексно-волновой урок Казинника, таксономия Блума или Марзано, педагогическая психология Пиаже, Спока, Петрановской и т.д.
А человек из 3000 малолетних преступников во времена полного голода и разрухи сделал нормальных творческих людей из которых практически никто не вернулся к преступной жизни.
Год 100-летнего юбилея Макаренко был провозглашен специальным решением ЮНЕСКО годом Макаренко, а сам он был признан одним из 4-х людей, сформировавших методы педагогического мышления 20-го века, наряду с Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнером.
Для меня лично «Педагогическая поэма» Макаренко и его методы остаются очень близки:
— метод переубеждения – воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его самого включают в критический анализ собственных поступков;
— метод переучивания – чтобы у воспитанника появился новый нравственный опыт требуется предварительная организаторская работа;
— метод переключения – от труда к учебе, спорту, общественной деятельности и пр.;
— метод «взрыва» — специфический «макаринский» метод перевоспитания. «Взрыв» предполагает доведение до предела конфликта личности с коллективом; при этом четко ставится альтернатива — измениться, чтобы обрести уважение, или уйти, чтобы стать объектом презрения;
— метод коллективного воспитания — коллектив, занимающийся совместным созидательным творчеством как основа методики. Дети связаны общими дружескими, бытовыми, творческими и деловыми целями, и это взаимодействие служит плодотворной средой для развития;
— метод самоуправления — мои решения, моя ответственность: Макаренко убежден, что принятие воспитанником на себя полной ответственности за свои действия и решения творит чудеса, творит его личность. «Каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности…», — считает он.
— метод трудового воспитания. Макаренко не представлял систему воспитания без участия в производительном труде.
У Макаренко ключевую роль играют учитель ( а не ученик) и дисциплина (тоже не можно):
— Учитель / воспитатель / родитель как лидер, как человек, который идет впереди, пример для подражания.
— Дисциплина же у Макаренко вовсе не метод, но результат педагогики. Воспитанный человек обладает дисциплиной «не из под палки», но дисциплиной как добродетелью, как нравственной категорией.
И вот что мне кажется достаточно очевидным: в то время, как весь мир экспериментирует вовсю с пед. инновациями, те школы, которые разделяют похожие взгляды (адаптируя их к новым условиям), на деле оказываются более полезными ученикам, чем супер-пупер-мега-продвинутые, инновационные и пр.
Не поймите меня неправильно, я вовсе не против пед. инноваций, но они хороши лишь тогда, когда в борьбе за новое методисты и педагоги не утилизируют старые и проверенные достижения. Всякая действительно хорошая традиция когда-то была инновацией. Точно также как и всякая действительно хорошая инновация однажды станет традицией.