О ЗНАНИЯХ И ДУХЕ

Думаю, что подлинные знания — это те, что теория знаниевого управления называет «tacit», или «скрытые». Причем скрыты они в людях и их взаимоотношениях. И оттуда они не извлекаемы. Это и хорошо, и плохо. Или и не хорошо, и не плохо. Это просто данность.

Поэтому то и реальные успехи знаниевого управления связаны с тем, насколько организациям удается превратить в свой интеллектуальный капитал именно самих людей. Этически звучит не очень хорошо. И, во многих случаях, так оно и есть.

Хотя это и не обязательно должно быть так. Все дело, в конечном итоге, в том, кто распоряжается этим капиталом. Или, по другому — насколько сам человек свободен превращать собственные знания в собственный интеллектуальный капитал.

Но правда в том, что знания не есть вещь, которую можно хранить отдельно от человека. Это далеко не просто набор концептов на депозите нашего мозга (или компьютера — без разницы) как я описывал в предыдущем посте.

На этом депозите можно хранить тексты, данные, даже информацию (данные в контексте), которые мы систематизировали из множества различных взаимоотношений.

Ведь информация была изначально встроена во взаимоотношения, точнее в них рождена и из них извлечена. И только во взаимоотношениях, причем во взаимоотношениях конкретных, а не абстрактных, эта информация и имеет подлинное значение.
Хотя, конечно, определенную пользу приносит и без них.

Мы настолько привыкли верить так называемым «фактам» — информационным абстракциям, отрезанным от взаимоотношений, что уже существенно потеряли способность различать данные, информацию и знания.

Данные — это просто то, что мы собрали органами чувств. Или симулирующими их техническими сенсорами. Их действительно можно депонировать. Но уже информация (данные в контексте) не является свободной от взаимоотношений, поскольку именно они и создают контекст.

Что же касается знаний (данных и информации, переработанных творческим актом познания человека)- во-первых, разные области знаний не существуют отдельно друг от друга; а, во-вторых и в главных, знания не существуют отдельно от людей, которые ими обладают и от их взаимоотношений.

Всякое подлинное знание — это творческий акт познания самого человека в его взаимоотношениях с людьми и окружающим миром. Что, собственно, признают даже самые передовые современные когнитивисты, к примеру из Массачусетского университета. Недавно смотрел видео лекцию одного из экспертов ООН по этому вопросу, где он признает, что до сих пор им так и не удалось научить создавать новые знания искусственный интеллект.

ИИ способен на высокоскоростную обработку данных и вложенных в него контекстов. И это пока всё. Да, эта обработка изумляет своей скоростью и результатами, но она не создаёт новых знаний. Только новые объемы данных и информации в очень узком смысле — в предзаданных человеком контекстах.

Даже новые контексты ИИ сам создавать не в состоянии, поскольку уже они требуют человеческого вмешательства. Для того же, чтобы из всего этого появились новые знания, ИИ точно также нуждается в человеке, как и любой другой технический инструмент.

Поэтому возможно, что знание — это самая сложная форма живой органической системы человека, неразрывно связывающая его в нематериальную органическую сеть и с другими людьми, и с окружающим миром.

Заметьте, я тут не писал про дух человеческий. Но разве это, по крайней мере отчасти, не про него?

Поделиться ссылкой: