Организации (не только образовательные) работают так, как они работают, из-за того как думают, мыслят люди, их составляющие.
Политика и правила не создают и не решают проблем в классах, школах, на рабочих местах. Как бы нам этого ни хотелось, документ не заменит и не изменит поколений воспитания, лет образования и опыта, определенной культуры и форм мышления.
Действительным источником проблем любого сообщества — не важно формального или не формального, образовательного или делового — является мышление, а, точнее, бессознательные архетипы и сознательные ментальные модели сообщества, имеющие отношение ко всем его уровням и сферам деятельности — от преподавателей и учеников до политического руководства, контролирующего его управление и деятельность .
Если мы хотим улучшать наше образовательное сообщество, прежде чем менять правила (как у нас любит делать «бешеный принтер») нам важно, для начала, обратить внимание на то, как люди думают, взаимодействуют друг с другом, как принимают решения и действуют на самом деле, а не на бумаге и не в чьей-то — пусть даже и очень светлой — голове. И оттуда, не методом революционного слома, а постепенно, путем пошагового кропотливого развития и коррекции того, что есть аля Кайдзен (японцы подают здесь замечательный пример), строить более доброе и счастливое, профессионально, экономически, культурно, духовно более сильное сообщество.
В противном случае новые политики и организационные структуры только добавят хаоса и расстройства и, возможно, со временем или просто исчезнут, или, как уже не раз происходило в отечественной истории, превратятся в некую формальную квази- культуру, по отношению к которой реальная жизнь сообщества будет выглядеть культурой альтернативной или даже антикульурой.
Если мы стремимся к этому, тогда даёшь! ещё десяток новых указов и законов «с кондачка», на кураже и патриотическом раже, пару тысяч новых инструкций и циркуляров — как можно быстрее и как можно радикальней!
А если хотим реального добра людям, так полезнее и заняться непосредственно этими людьми…. Начать с того, чтобы просто их понять, а потом, поняв, постараться реально помочь.