На мой взгляд, производительная образовательная технология в любой области должна включать 3 ключевые компонента:
— технологии развития профессионального мастерства (в избранной области);
— технологии развития лидерских качеств (в избранной области);
— технологии развития творческого потенциала (в избранной области).
Слово «технология» я использую здесь в изначальном греческом смысле, переоткрытом Хайдеггером, как производное от греческого «техно» — искусства создания произведения. То есть как логику произведения мастера, лидера, человека-творца.
Если образовательные продукты не нацелены на развитие этих компонентов, то время проходит не просто впустую — полученные знания, не ведущие к этим целям, создают профессиональные, карьерные и личностно- творческие проблемы, а не их решения.
В дальнейшем, если получивший такие знания человек всё же захочет устремиться к мастерству, лидерству и творчеству, ему придется от таких знаний избавляться и переучиваться. Что является значительно более трудоемким процессом, чем сразу учиться тому, что нужно.
Говоря так я, собственно, не утверждаю ничего нового, а просто повторяю старую как мир максиму педагогического, да и любого другого труда:
ДЕЛАЙ ХОРОШО СРАЗУ, поскольку если сразу хорошо не сделал, переделывать придется в любом случае. Но, не исключено, что уже не хватит времени и сил.
Я предлагаю при разработке дизайна вашей педагогической технологии (не важно — в индивидуальном ли маршруте обучения или в корпоративной программе, в школе или в ВУЗе) использовать мой авторский синтез наиболее современных, влиятельных и актуальных философских, антропологических, психолого-педагогических, знаниево-управленческих и информационно-технических стратегий для действительного произведения этих трёх компонентов в бытии учащегося.
Основываюсь я в этом на более чем 25-ти летнем опыте:Управления в разных областях деятельности (издательской, образовательной, торговой, благотворительной, религиозной),
Преподавания детям и взрослым,
Теоретических управленческих, философских и психолого-педагогических прикладных исследований по программе и вне программы первого и второго высшего образований и аспирантуры.
Я назвал эту траекторию SOLA VIA (единственный путь) не потому, что просто не нашел ничего лучше… А потому, что этот путь, на мой взгляд, вполне непротиворечиво выявляется путём анализа и синтеза наиболее влиятельных нарративов философско-антропологической и психолого-педагогической мысли интуитивизма, экзистенциализма, психоанализа и пост-структурализма с духовными практиками мировых религий. Без публичного разговора о которых жизнь в современном постсекулярном обществе уже немыслима, но, при этом, мало кто всерьёз способен им следовать.
А с тем, в чём ты действительно уверен, нужно, как известно, идти напролом.
Судите сами, по схеме ниже можно непротиворечиво, несколько упрощая и приземляя синтезировать первый этап становления человека как этап становления профессионального (и бытового) мастерства, второй — мастерства лидерства, третий мастерства свободного творчества: