Чтобы прийти к дереву жизни, нужно сперва прийти к дереву познания добра и зла, обожраться и умереть. И только потом, если желание останется, попробовать воскреснуть и идти дальше, по ту сторону добра и зла. Ну я так, пока, думаю. Если вдруг схожу — расскажу.
Жизнь запросто может стать отважным приключением, если у нас достанет смелости предаться своей сокровенной творческой склонности не смотря ни на что.
Именно язык, речь человека определяет и выявляет его дух. Записанный текст не может его выявить таким же образом как речь.
Важно отличать трансгуманизм от пост-антропоцентризма. Пост-антропоцентризм не отрицает человека, но он лишает человека права использовать природу по своему усмотрению, утверждая самоценность природы вне зависимости от интересов человека.
Логика без метафоры есть дискурс без нарратива есть машина без человека.
Я глубоко убежден, что даже небольшое, но ценностно сплочённое, ответственное, построенное на внутреннем взаимном доверии и взаимопомощи, сильное творческим духом образовательное сообщество может существенно изменить общество. Не сверху до низу, конечно. Но изнутри наружу.
Экзистенциализм бывает разный:
Сартр говорит: человека нет и не будет.
Хайдеггер говорит: человека нет, но он случается.
Рикёр, вторя Отцам Церкви и Кьеркегору, говорит — человек возможен. Поэтому в возможности он уже есть, не смотря на то, что его пока ещё нет.
Думаю, Малевич — новый художественный апостол нового творчества, оставшийся, во многом, не понятым. Апостол не творчества копирования и повторения, а сотворения истины.
Калькулирующее и творческое мышление будут дополнять и противостоять друг другу до скончания века. Точно так же, как организация и личность, бюрократия и харизма, неорганические и органические системы, текст и дух.
То, как выглядит планета сегодня, есть результат творческих удач и неудач человека вчера.
То, что Возрождение, в итоге, потерпело творческую неудачу и свалилось в калькулирующее мышление, не повод для расстройства, а важный и необходимый опыт для планирования новой попытки.
Гегель — чуть ли не весь современный мир, и уж точно — наука, скроены по его лекалам. Но, при всем уважении (и тут нужно согласиться с Ванхузером) — он змей-искуситель абсолютным знанием в саду творческого духа. То ли дело Кант, поставивший абсолютное знание под сомнение. Первому всегда непросто — нет языка, нет опыта, есть только прозрение. Но и на том спасибо.
Реформа — смена формы. Но полезна ли она, когда проблема уже давно не с формой, а с содержанием?
Так называемое практическое образование, нередко, ставит телегу впереди лошади — пытается менять то, что человек делает — то бишь форму, не меняя его мышления — содержания.
Хорошие учителя глубоко и творчески причащают предмету, не больше и не меньше. Мало того, они не менее творчески стараются причащать учащихся открытому творческому общению с собой и друг с другом ради созидания новых знаний, которых ранее у учащихся, а, нередко и у педагогов, никогда не было.
Знания не могут передаваться так, как передаются полуфабрикаты или даже энергоресурсы, их нельзя просто вырвать из контекста, творческого акта, взаимоотношений, в которых они были рождены. Из них можно вырвать цифры, количества, слова, тексты, звуки, логические силлогизмы, которые мы лишили приличной части смысла. Которые мы, можно сказать, обесчеловечили — вытащили из человека, превратив в текст. Как это назвать? Правильней назвать это данными. Ну, если очень хочется — информацией. Но ни в коем случае не знаниями. Чтобы они снова превратились в знания человеческие, опять нужен человек, который, вступая во взаимоотношения с этими данными, оживит их через свой индивидуальный творческий акт. Подлинные знания, как и сам человек, фундаментально холистичны, мистичны, аскетичны и харизматичны.
Сказать по правде. Только это и значит — сказать. Все остальное значит — обмануть.
Трусость — это, прежде всего, трусость думать точно. Все остальное — следствие.
Кант как то сказал: чем больше ты думал, чем больше ты действовал, тем больше ты жил. Я бы укоротил цитату: Чем больше ты действительно думал, тем больше ты жил.
Творчество из ничего начинается с сотворения именно себя самого именно как человека: Встань спящий, воскресни из мертвых….! Тогда уже можно и дальше творить и вытворять.
Незаметно закон стал правом. Ещё незаметнее право стало законом.
Те духовные силы, которые сделали закон Божий правом человеческим, изрядно преуспели.
Люди, почему-то, так трепетно относятся к тексту, как будто сам факт его существования делает его правдивым или значительным. Но как можно так думать, если все мы знаем (из собственного опыта) что не так уж много людей действительно думают, что говорят. И ещё меньше — говорят то, что думают. Письменная речь, в этом смысле, ещё опасней. Потому что действительный контекст этой речи полностью не восстановим. Очень многое в мышлении может измениться, если начать относиться к доверию тексту не лучше, а хуже, чем к доверию человеку. И к доверию человеку хуже, чем к доверию собственной интуиции.
Компьютер хороший слуга, но не надо его делать господином.
Боль — требует действия, а не страха. Возможно, болезнь — боль, за которой не последовало действия.
В любви всегда есть страдание — она требует болезненных изменений в себе, а не в другом.
Эстетики попадают в рай быстрее этиков (мой парафраз на Евангелие от Матфея 21:31-32).