ПУТЬ СКОРБИ

«Ранами Его мы исцелились», таков был рекламный слоган (странное сочетание цитаты из книги пророка Исайи и маркетингового термина) нашумевшего в своё время фильма Мела Гибсона » Страсти Христовы». Который по стечению обстоятельств я посмотрел во время премьерного показа фильма в кинотеатрах США в апреле 2004 году дважды — сначала в Колорадо, затем в Калифорнии. И затем пересматривал, полностью или частично, много раз. Как правило в пасхальные дни. Что сделал и сегодня.

Должен сказать, что это лучшее, что я видел из художественного видео о Христе. Помимо достаточно уникальной подборки актёров и использования оригинальных языков, на которых говорили жители тогдашней Палестины (арамейского, койнэ и латыни), фильм снят в лучших традициях психодрамы, делающей акцент более не на действии (которое, однако, снято потрясающе и шокирующе натуралистично) , а на внутреннем мире героев.

Отчасти именно эта — не скажу «успешная», но, безусловно, очень необычная и творческая — попытка воссоздать последние 12 часов земной жизни Христа, подвигла меня 12-ю годами позже первого просмотра фильма к самостоятельной экскурсии в пасхальные дни 2016-го по предполагаемому маршруту Христа по улицам Иерусалима.

От Сионской горницы (предполагаемого места Тайной вечери) я один, в неожиданный для Иерусалима снегопад, прошёл вниз вдоль городской стены по долине потока Кедрон к Гат-Шмоним (Гефсиманскому саду), затем к гроту, где Христос прятался с учениками, затем назад в город во дворец Каиафы по пути, которым в ночь с четверга на пятницу вели арестованного Христа на суд первосвященника (ныне церковь Петра Галиканте).

В подвальной части церкви археологи раскопали помещения первосвященнических тюрем, в одной из которых, возможно, и держали Христа. Затем в цитадель Давида у сионских ворот, на месте которой во времена Христа стоял величественный дворец Ирода Великого. Дворец в то время занимал либо его сын, тоже Ирод, к которому также приводили в тот день Иисуса на допрос, либо (по одной из последних версий) сам римский прокуратор Понтий Пилат.

По традиции же Пилат находился в антониевой крепости вместе со своими преторианцами, опасаясь иудеев и волнений. Туда я тоже сходил, ведь именно оттуда начинается освящённый Преданием крестный путь — Via Dolorosa, путь скорби. Этот путь, отмеченный, 14-ю знаменитыми остановками Христа, идёт через весь старый город (построенный полностью мусульманами в его современном виде, как бы это не расстраивало евреев).

По этому пути я шёл долго, останавливаясь на каждой стоянке и пытаясь осознать, почувствовать, представить, то что чувствовал в тот день несущий свой собственный крест Христос, скорбно бредущий посреди издевающейся над ним толпы пришедших на празник в Иерусалим людей, преимущественно евреев. Евреев, которые буквально за несколько дней до этого кричали ему «Осанна», «Благословен грядущий во имя, Господне», бросая под его ноги пальмовые ветви.

Виа Долороза поднимается от башни Антония, где римские легионеры пытали Христа, к святой сеплике — Храму Гроба Господня — традиционному месту нахождения Голгофы и Гроба Господня, обнаруженному Святой равноапостольной Еленой.

К чему я это всё? Сегодня мы отмечаем день распятия Спасителя. И, мысленно, я волей не волей теперь, после этого фильма и того путешествия, каждую Пасху прохожу этот Путь, стараясь осознать то, что тогда произошло, и какое это имеет значение для меня сейчас.

Ведь, по сути, хотим мы того или нет, все главные смыслы нашей культуры выстроены вокруг того, что произошло тогда — либо принимая, либо отвергая, это.

Даже если люди называют себя атеистами, как хорошо описал известный современный философ Джон Грей, они лишь секуляризируют эту историю. И, говоря о гуманизме, так или иначе, возвращаются к тем же смыслам, что и верующие, говорящие о Христе.

Так что же там, собственно, произошло?

Вот только не говорите мне, что вы точно знаете «что». Это, похоже, такая тайна, которая до конца и не хочет быть раскрыта.

Поделиться ссылкой: