«Профилактика апокалипсиса» или «анти- апокалиптическая стратегия…» Вы когда-нибудь слышали про такую стратегию развития общества? Я — нет. Но, по-моему, актуально. И, главное, прагматично. Спасибо С.С.Хоружему, который, как я понял, сам перевел и поместил статью об апокалиптической философии Андерса в последний под своей редакцией, по сути посмертный свой выпуск «Фонаря Диогена».
По крайней мере, даже интуитивно, из самого названия стратегии, более менее понятно, в каком направлении предлагается двигаться. Интересно, что высказана она Гюнтером Андерсом уже в 1962 году. Уже тогда Андерс, человек неверующий ни в какого Бога, писал: «Хиросима есть состояние мира», ставшего с момента Хиросимы «негативно всемогущим», способным полностью уничтожить, аннигилировать самого себя. Без всякой мистики он говорит: «мы апокалиптики лишь для того, чтобы ошибаться». «Мы сражаемся против рукотворного апокалипсиса». В противовес общехристианскому «принципу надежды», который Андерс считал, быть может, главной причиной безответственного «фаталистического паралича» общества, он выдвигает «принцип отчаяния». Отчаяния деятельного, ответственного, призывающего к активному и комплексному противодействию надвигающейся рукотворной катастрофе. В светской форме надежда по Андерсу принимает вид оптимистической веры в прогресс, а в наиболее распространенных религиозных формах образ надежды воплощается как фаталистическая социальная, политическая и прочая пассивность. И здесь с ним сложно не согласиться. Кстати, думаю, что принцип отчаяния не менее христианский. Весь вопрос в том, о чем конкретно речь.