Хотим мы этого или нет, но, наиболее вероятно, что будущее за «deep learning» — глубоким обучением, в котором машина поставляет человеку огромные объёмы информации — глубоко и детально контекстуализированных данных. С живым учителем или с его ИИ заменой. Это поле возможностей колоссального развития познания, но здесь есть и одна существенная угроза. Для развития познания (cognitio) действительно нужно больше данных. Но для развития мышления (cogitare), данных, возможно, уже слишком много. А их будет еще больше. Нам, конечно, нужно развивать и то и другое — и познание, и мышление. Но пока у нас явный перегиб в научно-познавательную сторону. Хотя философия все громче заявляет, что «наука не мыслит». Мало того, это вообще не ее прерогатива. Это даже хорошо, что она на мыслит. Она лишь добывает новые знания, которые, по идее, должны быть подчинены целостному, точному и творческому мышлению. Как согласовать эти две очень разных, но не могущих сосуществовать друг без друга стратегии развития человека — познания и мышления? Вот в чем вопрос. Для начала хорошо бы научиться различать их в образовательном процессе и нацелиться на развитие техник точного мышления не менее серьёзно, чем это происходит в области развития техник познания.