Дом — это место, откуда начинается настоящий человек. Когда люди взаимодействуют на уровне тел, эротически, это еще не вполне человек. Человек настоящий начинается, когда у него появляется дом. Это может быть дом отчий, семейный или общинный, это может быть храм. Но это уже другой уровень любви. Это уже любовь собственно человеческая, требующая языка, знания, мысли, жертвы. Космополиты не обязательно бездомны. Но, похоже, единственный способ для космополита иметь дом — храм. И даже если это так, он страдает от отсутствия другого, более естественного для человека дома. Поскольку даже в основе храма все равно лежит дом. Именно дома объединяются в различного рода объединения — институции, те — в города, а города — в государства. И в основе всего этого лежат скорее дома, чем индивиды. Бездомные индивиды не в состоянии формировать устойчивые институции, поскольку самой первой, самой нужной и самой естественной человеческой институцией является дом. По сути и слово экономика то в своём греческом оригинале имеет корнем ойкос — дом, и звучит как ойкономия — домостроительство, или ведение домашнего хозяйства.
Думаю, это не секрет, что сейчас мы живём во времена возвеличивания индивида в ущерб его дому. Опасность трансгендерных мутаций эротических отношений, на мой взгляд, прежде всего именно в этом — они перестают быть способными формировать устойчивый человеческий дом. Не секрет, что бо’льшая часть традиционных семей разрушается в первые же годы, в то время как все бо’льшая часть населения формирует все более неустойчивые союзы, в том числе и, во все большем проценте, союзы трансгендерные.
Но что может создать, пусть и обеспеченный, но бомж? Не будучи в состоянии создать даже устойчивый дом, как можно верить, что он может успешно создать значительно более сложные институции?! А уж тем паче города, государства, межнациональные общности!? И создать так, чтобы передать следующему поколению не экологическую разруху и нравственную катастрофу, не загаженную землю на грани превращения в планетарную мусорную свалку и на грани ядерного апокалипсиса, а относительно мирный общечеловеский дом — управляемый зрелой мыслью, исходящей из опыта поколений домостроительства? Дом, в котором наши потомки могут жить и творить жизнь дальше?
В доме закладывается человек — его язык, его культура, его духовные и нравственные ценности, его отношение к людям, обществу, к самому себе, к планете.
И я очень надеюсь, что человечество постепенно начинает осознавать, что крайний индивидуализм несёт в себе не только развитие уровня и качества потребления, но и, буквально, пилит сук, на котором мы сидим — наш собственный дом.
По ощущениям и некоторым данным даже в ультра либеральных странах нарастает усталость и взрослых, и даже молодёжи, от такого индивидуалистического курса. Останавливается рост или даже начинается падение процента людей, разделяющих курс на крайний трансгендерный индивидуализм LGBTQIA движения.
Думаю, что и в нашей стане, — далеко не так уж далеко ушедшей от этой разрухи дома в головах, особенно масштабно совершавшейся в советское время, но и не менее масштабно продолжавшейся в перестроечное и постперестроечное — приходит время восстановления экономики именно как ойкономии.
Не лишним тут будет упомянуть, что и в основе слова экология лежит тот же корень — дом, ойкос. Ойкология.
Я, думаю, что важность этого вопроса настолько высока, что должна быть приоритетом не только формальных законов государства (за что отдельное спасибо нашим законодателям, в последнее время издавшим не мало законов и подзаконных актов в этом направлении), но и широкой общественной, гражданской и политической активности.
Однако здесь важно не путать традиции успешного опыта домостроительства и формальный догматический традиционализм.
Хотим мы того или нет, но, нужно признать, что человек склонен по природе своей все упрощать и облегчать для себя, превращая живые традиции, на которых можно строить инновации, в обрядоверие и внешний формальный традиционализм. Не требующий усилий по сложному и разностороннему осмыслению и инновационному развитию.
Это касается и вопросов развития семьи и дома. Невозможно просто откатиться в средневековый домострой. Невозможно просто откинуть все достижения современного человечества.
Поэтому и вопрос возрождения, ренессанса дома и домостроительства человека и его семьи требует инновационной контекстуализации, поиска своих новых форм и обогащения содержания тем, что было хорошего достигнуто.
Этот сложнейший и кропотливый труд далёк как от формального догматического традиционализма, так и от формальной догматической инновационности. Это путь возрождения живого и счастливого, творческого и нравственно крепкого, красивого и стабильного человеческого дома прямо посреди нашей техноцивилизации 21-го века, со всеми ее плюсами и минусами.