Первое Рождество

Сегодня православный мир празднует 2024-е Рождество. Точнее это было даже вчера, поскольку по обычаю народа, в котором это, сегодня признаваемое величайшим, событие произошло, день начинается с вечера. Эта традиция появилась из  рассказа о творении мира в первой книге иудейской Торы под названием Берешит. Ведь, как известно, наш Господь Иисус Христос родился в иудейской семье, возводящей свой род к самому царю Давиду.  Тому самому, что победил Голиафа, стал основоположником Иудейского Царства, стал отцом мудреца Соломона и пророчески предузнал, что его потомок станет  спасителем мира.  Так вот, в Торе, горячо любимой  праотцом Христа Давидом, сказано: “И был вечер, и было утро: день один” (Быт. 1:5).  Отсюда и проистекает традиция празднования сочельника и ночных праздничных богослужений.  

И вот в конце этого знаменательного 2024-го рождественского дня мне бы хотелось кратко поразмыслить о самом первом Рождестве. То есть, собственно, о том самом дне, 2024 годовщину которого мы сегодня празднуем.  Знаем мы об этом дне почти исключительно из 31-го стиха Евангелия от Матфея и 131-го стиха Евангелия от Луки. Участвовать в спорах по поводу (не) историчности и (не) достоверности этих двух похожих но несколько отличающихся друг от друга евангельских историй я не на мерен по одной важной причине — всё равно никто никому ничего не докажет, и все наши знания об этом событии есть по сути своей верования. Одни верят в одно, другие в другое. Было же это всё так давно, что любой источник знаний, при желании, можно было или уничтожить, или фальсифицировать. 

Я выбираю верить в то, что в город, где по преданию родился и сам царь Давид,  2024 года (или около того) назад пришла не познавшая мужа, но уже бывшая беременною от Святого Духа, девушка Мария с нареченным ей мужем Иосифом. Они пришли в Вифлеем — Бейт Лэхем («Город Хлеба») ради переписи населения,  назначенной Цезарем Августом. Поскольку ради переписи каждый должен был вернуться в место, откуда родом. А и Мария, и Иосиф оба были из рода Давида.  

Как раз в это самое время Марии настало время родить. И вот, в вифлеемском хлеву или вертепе, или загоне для скота, не имея даже собственного дома, в совершеннейшей нужде Девственница, не познавшая мужа, сверхъестественно родила от Бога — Святого Духа беспомощного ребенка — единородного сына самого Создателя. Одновременно и человека и Бога, Бога вочеловечившегося, ставшего Спасителем Мира, положившего начало роду «новых людей», людей «рожденных заново». Рожденных не от хотения плоти, а от божественного Духа, через веру.   

Я верю в эту историю. Верю искренне. Хотя и не могу сказать, что моя вера крепка и совершенно непоколебима. Верю не только потому, что вокруг этого события выстроены и вся история европейской культуры, и мировое летоисчисление, да и вообще представления о человеке как таковом в нашей части мира. А прежде всего потому, что история эта интуитивно откликается в моем сердце: если и существует спасение для человека и мира, то оно точно не в человеческой, слишком человеческой — что значит «только человеческой» —  силе, которая, очевидно, не способна спасти от смерти ни отдельного человека, ни всё человечество. 

Я не думаю, что эта таинственная, мистическая божественная сила являет себя в вертепе случайно. Я в принципе не думаю, что Создатель делает что-то случайно. Не даром же сегодня «вертеп» стал словом нарицательным как «вертеп разбойников». Что, во многом, символизирует сегодняшнее состояние мира, который, как писал ещё Святой Иоанн Богослов, весь «лежит во зле», до краёв наполненный «похотью плоти, похотью очей и гордостью житейской». И я не думаю, что случайно Сам Создатель, творящий Дух вселенной, являет себя в образе бездомной матери и беспомощного дитя.

Являя себя таким образом Создатель переворачивает все наши представления о силе и успехе, о целях и смыслах нашего существования. И хотя я и весьма далек от того, чтобы утверждать, что Создатель их уже перевернул так как надо в моей жизни, я всё же верю и надеюсь, что однажды это произойдет. Чего искренне желаю и всем читающим.

С Рождеством вас Христовым, друзья!

Поделиться ссылкой: