Дон Жуан — эстетическое существо par excellence

Дон Жуан. Любимая вещь Кьеркегора. Хотя не у Мольера, у Моцарта. Но и Мольер сегодня в Малом был очень не плох. Кьеркегор считал, что Дон Жуан свободен от всякой вины. Поскольку он свободен от ее осознания. Он есть полнота основного инстинкта, человек-зверь, человек-желание. Для него не существует никаких правил и ограничений, кроме желания и возможности. Его единственное мерило — животная сила. Дон Жуан — эстетическое существо par excellence. И то, что он под конец додумывается маскировать свои полностью эстетические устремления этическим лицемерием, научаясь у сильных мира сего своего времени, делает его еще более сильным и еще более опасным зверем.

Интересно, что Фрейд фундировал все мотивации человека в либидо и его стремлении к гомеостазу. Тем самым замыкая человека в преимущественно бессознательном эстетическом существовании. И даже закон считал не более чем решением вопроса присутствия алтер эго, а не требованием религиозно фундированной нравственности.

Но это явно не полная картина. Если бы он был прав, то идеалом человека был бы не святой, а именно Дон Жуан. Просто чуть более развитый до лицемерной этики, требуемой алтер эго.

46

Поделиться ссылкой: