Картинка — скриншот из клипа песни группы Pink Floyd «Another brick in the wall»
In an age of universal deceit, telling the truth is a revolutionary act./ George Orwell
В век вселенского обмана говорение правды — революционный акт / Джордж Оруэлл
Как же это не просто, просто говорить правду, когда это влечет за собой неприятные последствия… Новая потребительская логика делает это ещё сложнее, поскольку сложно достигаемый прогресс в уровне потребления неприятная и опасная правда может мгновенно разрушить.
Потребительское общество в своем пределе по самой своей сути есть общество универсального обмана, поскольку и ум, и честь, и совесть, и правду ему заменяет уровень потребления. Конечно, прямо так никто не скажет. Но практически прямо так все или почти все, придерживающиеся потребительских ценностей, делают.
И дело здесь, конечно, не в уровне потребления, а в том, что для человека важнее — этот уровень или правда, какой бы она не была. Людей, для которых деньги и уровень потребления не являются главным в жизни, и на которых, благодаря этому, все ещё продолжают удерживаться в обществе остатки подлинного добра, нужно культивировать, но…
Их становится все меньше и меньше по одной простой причине — наше общество все больше и больше воспроизводит нацеленность именно на экономическое счастье. А, следовательно, и добро э, и любовь, преобразовываются в способность и возможность «схватить себе и съесть». Из восхваления способности к жертвенности, присущей подлинно духовным практикам, мы преобразовываем любовь и добро в способность к восхвалению потребительской хватки. Все, что потребление увеличивает, становится нашим добром. Что потребление уменьшает — злом. И вот это то, что, на мой взгляд, домашнее и школьное воспитание и образование призвано менять. Чтобы говорить правду до конца не было делом отважных одиночек, а было частью неформальной общественной культуры.