Несколько слов про образование будущего

Поколения, появившиеся на фоне цифровой революции принято называть «Y» и «Z» — миллениалы и центениалы.

Годы рождения миллениалов («Y») 1985-2000.

Generation «Y» легко и непринуждённо, как само собой разумеющимся, пользуется всеми видами гаджетов и электронной коммуникации, имеет в среднем несколько сотен живых контактов в социальных сетях. К 2025 году миллениалы будут составлять примерно 75% всей рабочей силы на планете.Каковы их предпочтения?

  • 90% тех, кто входит в generation «Y» заинтересованы работать в других странах или на международном уровне, хотят иметь международные личные отношения, друзей за границей.
  • 76% планируют иметь собственный бизнес;
  • 73% — считают, что работать важно ради заработка денег;
  • 72% мечтают об интересной работе по душе;
  • 60% считают телефон главным средством коммуникации на работе;
  • 40% полагают себя успешными, если нашли баланс между интересной работой и личной жизнью; 1
  • 4% готовы помогать на работе другим; 11% работают на себя».

Поколение «Z» — поколение цифровых аватаров, рожденное с 1990 по 2010.

К самому верхнему (самому молодому) порогу людей «Z» относятся и все мои дети и множество ваших. Живут они в двух очень неравнозначных пространствах — реальном и виртуальном, — причем многие больше времени проводят именно в виртуальной или в т.н. дополненной реальности. Практически все свои связи люди «Z» организуют через сеть — мессенджеры, социальные сети, форумы и пр. Свои гаджеты они часто осваивают самостоятельно и интуитивно, редко пользуясь инструкциями. Они рано взрослеют и некоторые становятся предпринимателями еще школьниками.

Центениалы обладают способностью усваивать большие объемы информации, находить оригинальные решения, любят информацию краткую и наглядную, во многом отдают предпочтение невербальным и наглядным средствам общения: аватарам, смайликам, фото и рисункам, иконкам, заменяющим слова и тексты в передаче смыслов. Так получается, что центениалы, в силу специфики своего погружения в глобальные информационные сети с раннего возраста, рано задаются вопросами личного творческого саморазвития и самосовершенствования. Также они очень любят учиться в деятельности и игре.

Если обобщить черты новых поколений, следующих за нами, то они сводятся к:

  • умению быстро ориентироваться в больших объемах данных;
  • обладанию эмпатией — внимательностью к другому, осознанному сопереживанию ему, рождающемуся на фоне интенсивных и многосторонних коммуникаций;
  • осознанному стремлению развиваться интеллектуально и демонстрировать свои интеллектуальные достижения.
  • Нацеленностью на самовыражение и раскрытие своего творческого потенциала.

Общеизвестно, что современные системы образования находятся в глубоко кризисом положении. Чем обусловлен кризис?

  • Разрывом между запросами современного человека Y или Z и формальными бюрократическими регламентами школы, смысл расходования жизни и времени на поддержание которых становится все более непонятным.
  • Острой проблемой содержания образования в ситуации, когда практически все знания доступны онлайн. На первый план выходит вопрос развития мышления и понимания, умения системно и стратегически обрабатывать и анализировать данные, и принимать взвешенные и самостоятельные решения на основании собственного анализа, индивидуальных и коллективных согласований с экспертами, педагогами и другими участниками учебных групп. Современная школа пока не в состоянии вывести на первый план такие приоритеты.
  • Острой проблемой формы образования в ситуации, когда ученик всегда может проверить учителя и получить значительно больше знаний, чем есть у того. От трансляции знания, очевидно, нужно переходить к диалогу и индивидуальной и совместной проектной деятельности, в которой роль педагога существенно меняется. Новая форма, безусловно, в качестве источника данных должна опираться на существующие мультимедийные и сетевые ресурсы, но само образование должно быть не в этом, а в развитии способностей эффективного ориентирования в море данных.
  • Острой проблемой разрыва между результатами тестирования и реальной компетентностью учеников. Готовые ответы как главный элемент тестирования уровня образования уже практически никого полностью не удовлетворяют. Все более важной оказывается способность ставить и решать системные и стратегические вопросы, но это требует радикального перелома существующих образовательных парадигм.
  • Отсутствием управленческого понимания, каким в момент окончания учеником определенного этапа образования (школы, колледжа, института) будет общественный запрос на рынке труда — это запрос в условиях столь динамичного «танца перемен» оказывается практически не прогнозируемым.
  • Ну и самый важный вопрос — мотивация: что с ней?

В итоге многие радикальные инновационные предприниматели в образовании и футурологи прогнозируют в самом недалеком будущем развал существующей образовательной системы на корню или, по крайней мере, её радикальную реорганизацию. Просто за ненадобностью существующей. И рисуют совершенно фантастическую картину будущего. Вот несколько обобщенных тезисов:

  • Учебное пространство: от пассивной модели к активной или креативной. Главное — инициатива и творчество, самостоятельный поиск, анализ и применение данных. К 2060 году необходимость физического труда практически сведется к нулю, особенно в развитых странах — людям нужно будет разве что заниматься спортом. Многие задачи в сфере умственного труда смогут выполнять машины. Основой общества станет творческий класс. Именно поэтому новые учебные пространства, где люди будут заниматься самостоятельными исследованиями и разрабатывать свои собственные проекты, станут основой образовательного процесса. Что почти полностью противоречит всем существующим учебно-методическим комплексам публичных школ и их образовательным алгоритмам.
  • Новая образовательная модель будет базироваться не на оценках, а на личных достижениях. Основной акцент в новой системе будет делаться на личной и инициативной проектной деятельности, на личном проектном портфолио.
  • Преподаватель из говорящей головы, воспроизводящей из года в год одни и те же знания, превратится в наставника. Его роль изменится и значительно возрастет. Помимо этого от модели «один преподаватель — многим учащимся» произойдет переход к моделям:
    • «Много преподавателей — многим учащимся», когда в одном образовательном пространстве работает несколько преподавателей с большим количеством учащихся над различными проектами.
    • «Сами учащиеся — другим учащимся», когда процесс обучения и самообучения развивается в проектных группах вообще без классического педагога. 
    • «Сами учащиеся — преподавателям», когда учащиеся и педагоги меняются ролями в процессе проектной деятельности.
  • Профессия преподавателя в таких условиях станет более престижной, но и более сложной. Основные расходы образования будущего будут связаны именно со стоимостью подготовки и оплаты труда таких преподавателей-наставников, все остальное в образовании будет быстро дешеветь.
  • Благодаря интернету расходы на освоение знаний академических дисциплин снизятся почти до нуля, а уровень образованности на планете вырастет до 99%.
  • Сама возможность того, что учащиеся всего мира получат доступ к любым качественным образовательным ресурсам, означает, что когда-нибудь мы, возможно, придём к глобальной меритократии — иерархии мастерства, — при которой общественное и профессиональное положение люди будут занимать независимо от их социального или материального статуса, а лишь в соответствии с уровнем своего профессионального, общественного и личностного мастерства.

В современной российской да и мировой ситуации мы пока не видим открытой возможности для каждого ребенка пойти таким путем, прежде всего из-за существующей системы условно бесплатного образования. Почему условно? Потому что мы платим за него, прежде всего, временем наших детей, не получая взамен развитого мышления и понимания, а лишь знание «правильных» ответов.

Кажется, что для обычной семьи пока нет возможности полностью выбраться из общей системы, и единственным разумным выходом даже самым продвинутым видится комбинирование школьной системы (с максимальным её упрощением в дистанционные, заочные и семейные формы) с дополнительным образованием в более современных формах. Но данная система не стабильна по многим причинам: 

  • Падает мотивация к такому образованию и у детей и у родителей.
  • Всё больше и больше семей уходит на семейное, клубное, дистанционное, очно-заочное образование, особенно на фоне пандемии, тем самым подрывая материальную базу образовательной системы.
  • Появляется все больше вариантов учиться в любой точке мира, получать престижные аттестаты и дипломы относительно не дорого, не выходя из своего дома онлайн.
  • Успехи новых инновационных школ, распространяемые по родительскому сарафанному радио, всё больше помогают родителям победить свои страхи.

Интересно, что будет через 5 лет?

Поделиться ссылкой: