Развитие системного стратегического мышления уже в школе

Главным образовательным результатом приличной сегодняшней школы, на мой взгляд, должно стать развитие у ребенка системного стратегического мышления. Об этом говорят многие уважаемые исследователи:

  • Питер Сенге в книгах «Танец перемен» и «Пятая дисциплина». Его основная идея в том, что способность видеть, оценивать и влиять на действительность как на сложное переплетение взаимодополняющих и конфликтующих систем является основой личного и командного успеха современного человека.
  • Исхак Адизес, профессор Школы менеджмента Калифорнийского университета, утверждая, что в современном мире цели и, соответственно, стратегии, меняются в ускоренном темпе. Адизес пишет: «наши бабушки и дедушки принимали стратегические решения возможно однажды в жизни, а родители такие решения принимали каждые 15 лет. Мы принимаем стратегические решения раз в 7-10 лет, а наши дети будут принимать такие решения каждый год».

Какими должны быть составляющие обучения, ориентированного на стратегическое и системное мышление? Мой анализ выделяет следующее:

  • Обучение в индивидуальном темпе — просто сказать, очень не просто организовать. Это требует как существенных инвестиций в новые образовательные технологии, так и в подготовку и переподготовку педагогических кадров… А также и в реорганизацию самого учебного процесса от унифицированного и стандартизированного процесса репродукции знания к развитию мышления и понимания.
  • Четкое целеполагание — дети всегда знают, чем занимаются в данный момент. Казалось бы, не очень сложная вещь — регулярно обсуждать с ребенком его ближайшие образовательные цели и задачи… Но как часто мы это делаем?
  • Деятельность в зоне ближайшего развития — спасибо Льву Семёновичу Выготскому за эту столь простую и столь гениальную мысль. Такая деятельность подразумевает активный, целенаправленный и постоянный диалог обучающего и обучаемого.
  • Постепенная передача ответственности от учителя к ученику, в процессе которой ученик постепенно превращается из обучаемого во все более самостоятельного труженика и исследователя.
  • Проектная работа — индивидуальная и групповая, — как один из основных факторов развития мышления и характера.
  • Мониторинг образовательных результатов вместо оценок. Важно дать возможность ученику самому ясно оценить свой прогресс в развитии, и перестать давать оценку самому ученику.
  • Постоянная работа с обратной связью от учеников. Важно отвечать на те вопросы, которые задают именно учащиеся, а не столько на те, на которые хочется ответить взрослому или педагогу.

Поделиться ссылкой: