Другой: ближний или чужой?

Будучи гостеприимны ко всем мы точно не пропустим своих ангелов! (Мой парафраз на Евр.13:2).

Как странно, что даже для интеллектуально зрелого человечества Другой, инакомыслящий и инакоживущий почти всегда и только чужой. Людей, которые способны переступить через такое отношение прямо единицы из единиц. Поскольку, развиваясь, я несколько раз в жизни менял убеждения, я понимаю, о чем говорю, не по наслышке.

Ну казалось бы, ну что тут такого то — человек что-то понял, узнал, выяснил, пережил и стал думать и жить по-другому, как-то иначе. Ну в конце-то концов ведь изменение, развитие, динамика и движение всего и есть сама жизнь. Но нет, всё. Ты больше не из нашей песочницы. Ты не здравый, то бишь не здоровый какой-то. Ты заболел. Ты оступился. Ты — чужой. Почему это произошло нам не особо интересно. Проблема, дружок, не в нас. Она в тебе. Точка. И как бы мы ни старались, рано или поздно такое неприятие становится явным.

Я тут не только про отношение к себе. Я, прежде всего, о самом себе и о нас вообще, о человеках, включая себя. Искушение обвинять, не уважать, гнать долой поганой метлой не знакомясь и не вникая — всегда рядом. Хотя, не поймите неправильно, я не против этого, если неприятие чего-то является результатом глубокого проникновения в предмет. Как, например, Кьеркегор, глубоко изучив Гегеля, прочитав и проанализировав все его труды, с ним в корне не согласился. Но как кто-то может подлинно и честно выбрать что-то, если он плохо знаком с альтернативой этого? Ведь время наивных выборов для человека зрелого должно бы уже пройти.

Как кто-то может честно перед самим собой, прежде всего, выбрать веру в Бога, не будучи знаком с атеизмом? Агностицизмом? Или как кто-то может подлинно выбрать быть атеистом, будучи плохо знаком с теистическими альтернативами? Как кто-то может подлинно и честно выбрать какую-то протестантскую конфессию, не будучи знаком с другими протестантскими конфессиями, Православием, Католицизмом? Другими религиями? Не религиозными мировоззрениями? Хотя, конечно, понятно как. Так получилось. Так сложились обстоятельства, воспитание, культура, круг общения и занятости. Так распорядился его величество случай. В конце концов один человек не может ухватить сразу всё и быть сразу во всех местах. У каждого всего одна жизнь.

Но я немного не об этом. А о том, как можно сказать, что Ницше, или Кьеркегор, или Ротшильд, или Трамп, или Маркс и Фрейд, или Августин, или отцы Каппадокийцы, или Аквинат, или Чегевара, или Палама, или Мао, или Ватикан, или Коран, или Афон, или Путин, или Будда и Далай Лама, а также суфии и хасиды, йогины и каббалисты, либералы, либерасты, либертарианцы, консерваторы ультра и не ультра, анархисты, харизматы или мессианские евреи, коммунисты и капиталисты, левые, правые, центристы и те, кто против всех, исты всех мастей, не правы без открытого, гостеприимного и глубокого знакомства и диалога с их учением, жизнью, с тем, на чем они стоят?Люди, скажите, как?

Но тот кошмарный раздрай, который происходит повсеместно в мире — в культуре, политике, религии, просто между семьями и людьми, — так или иначе, как мне кажется, связан, по большей части, с нежеланием открыто слушать и слышать Другого, а не с тем, что он просто точно не прав. Хотя все условия есть. Заходи в интернет, в книжный магазин, набирай телефон, иди на вебинар или семинар и т.д. и слушай, читай всех. Учись у всех. Узнавай все. Общайся со всеми. И, быть может, хорошо разобравшись и пообщавшись, нам бы удалось скорректировать свои позиции, научиться многому друг у друга или даже обнаружить, что у нас намного больше общего, чем мы думаем.

Очень неумно, но надо признать, что в отношении людей из другой песочницы никогда не действует презумпция невиновности. Очень мало кого из нас вообще волнует, на чем они основываются , во что верят, что их тревожит и беспокоит. А если даже и просыпается какой-то интерес, он, нередко, ограничивается первой подходящей для нашей заранее определенной позиции, историей, приемлемой для подтверждения заранее определенной вины. Для атеиста религиозность человека является диагнозом тяжёлой болезни. Для верующего зеркально то же означает атеизм. При этом ни те ни другие по-настоящему не хотят выяснять что же вообще значит атеизм или религия для вот этого конкретного человека.

Но вот к чему я пришел: стоя на такой позиции ни о какой собственной подлинности тогда не говори. Тогда ты просто фундаменталист и зашоренный фрик. Оголи меч слова и дела, руби инакомыслящих в капусту, делай это с какой угодно пассионарностью и во имя каких угодно богов и ты получишь свой апокалипсис. Но ты вряд-ли окажешься в нём на правильной стороне. И ещё знай, что до тех пор, пока ты с чем-то или кем-то не знаком по-настоящему, ты никогда не будешь уверен в том, что ты не рубишь такого-же как ты — ищущего, может быть, блуждающего в потьмах, а может быть нашедшего что-то и для тебя драгоценное. А может быть чуть иначе чем ты, но жадущего того же света и той же жизненной подлинности. Ты никогда не будешь уверен, что ты не рубишь и не калечишь жизнь своего возможного духовного или политического собрата, друга, возможного союзника и даже, возможно, своего собственного Бога, который вот в такой неузнанной тобой форме пришел тебя навестить и донести до тебя что-то важное. В конце концов ведь все религии верят, что все люди любимы Богом, а значит ему важен каждый.

Поделиться ссылкой: