Человеческие воззрения — «детские игрушки». / Гераклит
(приложение более полного цитатника в конце текста)
Гераклит, один из ранних отцов-основоположников греческой философии, был для неё кем-то похожим на Хайдеггера для современной европейской. Кстати, он же являлся одним из основных философов в хайдеггеровских исследованиях греческой мысли. Для своих современников Геркалит, как и Хайдеггер для нас, фигура загадочная и интригующая, противоречивая и неудобовразумительная, сложная и странная. За что от Аристотеля, пропустившего некоторые ключевые идеи эфесского чудака, он получил прозвище «Темный». Хайдеггера, в том же смысле, по справедливости, можно назвать не менее «тёмным».
Тем не менее именно Гераклит родил западную диалектику как основу искусства мыслить в диалоге и дискуссии. Именно он положил в основу не только собственно человеческого существования, но и существования вселенной всеохватывающий Логос-Огонь, который, помимо прочего, приравнял к Богу. А также показал, что личность человека рождается и развивается только в процессе причастия этому божественному Логосу. По его словам личность имеет логическую в этом особенном смысле «Бога-Логоса», природу: «Личность есть божество человека». Тем самым Гераклит предвосхитил христианскую идею обретения человеком полноты личностного существования в процессе все более полного сопричастия Богу-Логосу.
Ближайший друг и соратник Иисуса Христа, евангелист и апостол Св. Иоанн Богослов, хорошо образованный в греческой философии, говорит: «В начале был Логос, и Логос был у Бога, и Логос был Бог».
А самый плодовитый автор Нового Завета, хорошо образованный в греческой науке фарисей из рода фарисейского, ученик самого Гамлиэля бен Шимона ха-Закена (внука и руководителя фарисейской школы великого Гиллеля), св. апостол Павел, пишет: «Бог наш есть огонь поядающий» .
Говоря это они, похоже, не говорят ничего нового, чего не знал бы Гераклит и чего нельзя было бы у Гераклита позаимствовать. И даже сама идея полноты жизни как вочеловечения Бога -Логоса-Огня, лежащая в основе христианского возвещения, была ему не чужда.
Будучи наследником царской власти (он был братом афинского царя Кодра), Гераклит отрекся от неё, не желая участвовать в царящей повсеместно коррупции, хотя и продолжал до конца дней носить царский пурпур. Человеком он был, как говорят, неуживчивым. Вёл жизнь, по нашим меркам, отшельническую и аскетическую, что тоже не далеко от первохристианского мученическо-монашеско-аскетического идеала.
Вот что, например, отвечает он царю Дарию, в ответ на приглашение провести с тем время при персидском дворе: «Гераклит Эфесский шлет привет царю Дарию, сыну Гистаспа! Все люди уклоняются от путей истины и справедливости. У них нет привязанности ни к чему, кроме корысти. Они стремятся к одной суетной славе с упорством безумия. Что до меня касается, то я чужд лукавства и никому не враг. Я глубоко презираю суету дворов и никогда не стану ногой на персидской почве. Довольствуясь малым, я живу, как мне угодно».
Напоследок хочу привести пару исторических нарративов, связанных с древним философом:
- Интересно, что первое христианство состоялось как массовое религиозное движение именно в древней Анатолии (современной Малой Азии), ключевым городом которой был Ефес — родина Гераклита Эфесского. Именно сюда эмигрировали главные силы христианства после иерусалимских гонений. Именно на почве этой культуры, наверняка помнившей Гераклита и его мировоззрение, создавались главные произведения Нового Завета — прежде всего сочинения самых образованных апостолов Христа — Павла и Иоанна. По преданию, Иоанн Богослов именно здесь жил и записывал свои откровения , одновременно заботясь, по поручению Христа, о Его Матери, Пресвятой Деве-Богородице Марии, после иерусалимских гонений на христиан в 43 году удалившейся вместе с ним в Ефес. Большая часть посланий апостола Павла также написана церквям Малой Азии, в том числе и Ефесянам. Здесь же находится и знаменитое Семиградие из Апокалипсиса Иоанна.
- Интересно, что ключевые философские прозрения современности, преодолевая оказавшийся не вполне достоверным фундамент платоническо-аристотелевской метафизики, лежащей в основе всей современной науки, обязаны своим переотрытием именно этому тёмному, мрачному и непонятному ефесскому аскету. Например идею встречи с логосом-огнём подлинно личностного бытия не в героике победоносных битв, а в обычной человеческой повседневности — «у печи», «в игре с детьми», Хайдеггер — насколько я понимаю этого не менее «тёмного» мыслителя, — напрямую заимствует у Гераклита, преобразовывая её в «зов бытия».
Древняя эпиграмма:
Не торопись дочитать до конца Гераклита-эфесца –
Книга его – это путь, трудный для пешей стопы,
Мрак беспросветный и тьма. Но если тебя посвященный
Вводит на эту тропу – солнца светлее она…
ЧЕЛОВЕК:
70 Человеческие воззрения — «детские игрушки».
79 Взрослый муж слывет глупым у бога, как ребенок – у взрослого мужа.
86 Большая часть божественных вещей ускользает от познания по причине невероятности [или: «неверия»].
104 Большинство, т.е. мнимомудрые, «следуют певцам деревенской черни и поют мелодии (номосы) <толпы>, того <не> ведая, что многие – дурны, немногие – хороши».
29 Лучшие люди одно предпочитают всему: вечную славу – бренным вещам, а большинство обжирается как скоты.
72 И с чем они в самом непрестанном общении (с логосом, управляющим всеми вещами), с тем они в разладе.
81 [Пифагор] – предводитель мошенников [по другому толкованию: «изобретатель надувательств»].
129 Пифагор, Мнесархов сын, занимался собиранием сведений больше всех людей на свете и, понадергав себе эти сочинения, выдал за свою собственную мудрость многознание и мошенничество.
110 Не к добру людям исполнение их желаний.
101 Я искал самого себя. (Вар.: «Я выпытал самого себя», «Я исследовал [или: “искал”] самого себя»)
115 Душе присуща самовозрастающая мера.
116 Всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными
119 Личность – божество человека [собств. «этос человека – его даймон»].
ПРИРОДА:
123 Природа любит прятаться.
78 Человеческая природа не обладает разумом, а божественная обладает.
112 Целомудрие [~ самоограничение] – величайшая добродетель, мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе, осознавая.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ЖИЗНИ:
89 Для бодрствующих существует один общий мир, а из спящих каждый отворачивается в свой собственный.
2 Поэтому должно следовать общему, но хотя разум (логос) – общ, большинство [людей] живет так, как если бы у них был особенный рассудок.
10 Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся расходящееся, созвучное несозвучное, из всего – одно, из одного – все.
90 Под залог огня все вещи и огонь [под залог] всех вещей, словно как [под залог] золота – имущество и [под залог] имущества – золото.
113 Здравый рассудок – у всех общий.
/ Гераклит, нумерация фрагментов по Дильсу-Кранцу