О ВАЖНОСТИ МАСТЕРСТВА В САМЫХ ОБЫДЕННЫХ ПРОФЕССИЯХ, В САМЫХ, КАЗАЛОСЬ БЫ, ПРОСТЫХ ВЕЩАХ.

Ирония в том, что, как в нашей стране, так и за рубежом, есть очень много самой разной профессиональной работы, которую было бы очень важно кому-то выполнять…

Но (и это вопреки поистине огромным инвестициям в образование, по крайней мере по сравнению с другими соц. сферами) многие успешные выпускники не имеют для её выполнения требуемых навыков.

Хотя, при этом, наши бюрократы-пассионарии стандартизации образования (не важно, какой его формы) постоянно и, порой, очень харизматично, проповедуют о необходимости повышения уровня пригодности населения к профессиональному трудоустройству.

Почему? Да потому что упор не на те, совсем не на те предметы, что готовят к востребованной профессиональной деятельности, а на повышение стандартов академических программ.

И, как результат — безработица неуклонно растет, поскольку система образования порождает всё больше ненужных (по крайней мере в таком количестве) «академиков».

В то же время моя и ваша жизнь, её комфортность, безопасность и даже эстетичность во многом зависимы от квалифицированного труда профессионалов — практиков, таких как слесари-сантехники, электрики и строители, повары и официанты, фельдшеры и медсестры, плотники и столяры, механики и инженеры различного профиля.

От бортпроводников и экскурсоводов, сотрудников хозяйственных и вспомогательных служб, водителей и операторов различных профилей, сотрудников служб безопасности и огромного множества других специалистов.

Их невозможно даже перечислить — обязательно кого-то упустишь… Например профессиональную няню или компетентного ночного портье, или любимого автослесаря (единственного и неповторимого, которому только и можно доверить вашу старую каравеллу или новый майбах) без которых жизнь буквально может в секунду превратиться в ад. И особенно будет плохо, если на этих местах будут люди, способные вас подвести (под монастырь).

Наличие таких людей, обладающих нужным мастерством, в правильном месте в правильное время — необходимое условие обеспечения качества жизни абсолютно каждого современного человека.

Современные инфобедуины от образования делают акцент на быстрых заработках, на сиюминутных карьерных и предпринимательских хайпах и восходядщих трендах — порой делая это очень талантливо! Но там, в основном, главное — эксплуатация похоти к деньгам, даже если и есть что-то ещё.

Массовая школа акцентируется (по крайней мере в публичном пространстве) на фундаментально образованных теоретиках… хотя в реальности такого и не происходит за небольшим процентом скорее исключений, чем правил.

Но подавляющее большинство людей не находятся и не желают быть ни там, и ни там. Их не прельщает ни жизнь яйцеголового гуру, ни жизнь публичного лидера, постоянно борющегося со своими голиафами.

Большинство людей с удовольствием и радостью занимаются какой-то из вышеперечисленных профессий или ей подобной, обожают свою работу и испытывают от нее чувство искреннего и глубокого удовлетворения.

Из собственного опыта и из статистики знаю, что часто они занимаются ею без всякого специального образования, нередко будучи просто практиками — самоучками, занимаются, этим потомственно и участся, скажем, в семье. Или получают короткое не фундаментальное образование и развиваются в постоянной практике.

Это не значит, что такой труд не требует или отрицает развитое мышление — скорее наоборот, просто мышление это касается своей специфической области.

Точно также это не значит, что такой труд не является творческим, или что в нём не требуются лидерские навыки или мастерство.

Есть повара, каждое блюдо которых — произведение искусства, и шеф-повара, организующие потрясающе мастерские кухни. Архитекторы от Бога или дизайнеры-оформители, способные (кроме шуток) преобразить ваш дом в рай на земле. Компьютерные дизайнеры и верстальщики, с трудом закончившие общеобразовательную школу, но так оформляющие ваши книги, что их хочется съесть (шутка).

И всё, чего ни хотят — делать свою работу хорошо и получать за неё достойную зарплату, на которую можно было бы достойно содержать себя, дом, семью.

Между тем одним из самых негативных последствий приоритетности как хайпового — жестко карьерно-ориентированного, — так и академического образования, является то, что ни то, ни другое, не ориентировано на такие роли (то есть на основное население земли!) и, как правило, считает их опциями второго сорта. Опциями, предназначенными для учащихся, не преуспевших во взрывной лидерской карьере или в академических дисциплинах.

В то же время именно эти простые люди, в большинстве своём, оказываются наиболее приспособленными к кризисам и трудностям. Оказываются наиболее способными их решать. И они же пока что оказываются и трудовым костяком современного общества. Согласитесь, ситуация, по крайней мере в образовании, какая-то странная и даже неадекватная.

Сегодня нам изо всех щелей проповедуют о том, что почти все эти профессии очень скоро заменят роботы. Я считаю это очередной утопией. В которой, конечно, есть своя толика реалий. Но лишь толика.

Утопией из разряда тех, как в 90-е нам говорили, что печатные книги скоро вообще исчезнут с прилавков. И что? Многие издатели вышли из бизнеса, ушли в ИТ и немало разорилось. В то же время те, кто остались в издательской деятельности не прогадали — печатная книга выжила, и ещё как. Сегодня мы имеем издательский бум в мире, а совсем не умирание книги. Хотя цифра, конечно, существенно изменила эту сферу деятельности.

По этому, даже если и исчезнут какие-то профессии, то, во-первых, далеко не все. А во-вторых, это лишь значит, что появятся новые профессии, связанные с обслуживанием всего того же самого и ещё большего в, том числе и при помощи роботов.

Цифровизация в данном случае — это не апокалипсис, а новоё окно возможностей и связанных с ними рисков, только и всего.

А потому, если мы хотим жить комфортно и без локальных жизненных апокалипсисов, нам нужно существенно разворачивать образовательный корабль из академических и карьерно-лидерских облаков на грешную землю — в том числе в канализацию, на кухню, в слесарную, ткацкую, плотницкую мастерскую и т.д.

Поделиться ссылкой: