Розанов думает, что «после книгопечатания любовь стала невозможной… Какая любовь с книгою?» Также примерно думает и влиятельнейший аналитик «медиапереизобретения всего» Маршал Маклюен, утверждающий в «Галактике Гуттенберга», что печатный текст нам помог только с одним — он расщепил наше сознание и, тем самым, уничтожил целостность нашего духа.
Не думаю, что готов согласиться с ними во всем. Точнее, не думаю, что у нас есть/был выбор. И не думаю, что в ситуации без выбора письменность самое плохое, что с нами произошло.
Но, удивительно, что им обоим вторит и такой авторитетнейший в ранней Церкви (потом задвинутый отцами Церкви в самый дальний угол) апокриф (псевдоэпиграф), как «Видения патриарха Еноха», который несколько раз цитируется в тексте библейского канона и, возможно, даже сам Христос ссылается на него. Вот что автор книги Еноха говорит о письменности, её источнике и проблемах:
43. И имя четвертому (падшему ангелу) Пенемуэ: этот показал сынам человеческим горькое и сладкое, и показал им все тайны их мудрости.
44. Он научил людей письму чернилами и употреблению бумаги, и чрез это многие согрешили от века до века и до сего дня.
45. Ибо люди сотворены не для того, чтобы они, таким образом, тростью и чернилами закрепляли свою верность (свое слово).
46. Ибо люди сотворены не иначе, чем ангелы, чтобы им пребывать праведными и чистыми, и смерть, которая губит всех, не касалась бы их, но они погибают чрез это свое знание, и чрез эту силу она пожирает меня.