А ПРАВДА ЛИ ПРАВДА ТО, ЧТО МЫ О СЕБЕ ЗНАЕМ?
А НЕ ЛОЖЬ ЛИ «ПРАВДА»? А НЕ «ПРАВДА» ЛИ ЛОЖЬ?
СОН РАЗУМА ПОРОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ? / ГОЙЯ
А МОЖЕТ БЫТЬ «НЕ СОН РАЗУМА ПОРОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ, А, СКОРЕЕ, БДИТЕЛЬНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ, СТРАДАЮЩАЯ БЕССОННИЦЕЙ»? / ДЕЛЁЗ
ВОЗМОЖНО… НО ЭТО СОВСЕМ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ДЕЛАЕТ ОНА ЭТО НЕ ВО СНЕ…
Кто такой Нео в «Матрице» братьев Вачовски, как не постмодернистский двойник античного узника платоновской пещеры из книги VII диалога «Государство»?
Всю свою жизнь Нео провел в нейро-психической тюрьме, искусстно созданной для него искусственным интеллектом. Он плавает в замкнутой капсуле с искусственной маточной жидкостью, питается из шлангов, имитирующих материнскую пуповину, и, в отличие от узников Платона, перед его сознанием танцует не смутный, затемненный мир теней платоновской пещеры, а пестрая «реальность» стекла и бетона современного мегаполиса, его сетевых мегамоллов, сетевых автострад и сетевых кофеен, сетевых компьютеров и коммуникаций, сетевых ночных клубов, сетевой унифицированной пищи и одежды.
В остальном же у Вачовски почти и нет новых идей по сравнению с античным мыслителем, разве что вместо античного мы видим постмодернистский техно-культурный антураж.
«Стена пещеры», на которой квази-реальность теней-отражений разыгрывается для платоновских узников — скованных так, что они не могут повернуть голову, — находится в собственном сознании Нео, где программа нейронно-психической симуляции создаёт настолько яркие и настолько квази-реалистичные сны, что ему даже и мысли не приходит, что они — полный обман.
И там и там люди выступают в роли узников, даже не догадывающихся, что они узники.
Не об этом ли же, кстати, и знаменитый шлягер группы Pink Floyd — The Wall? Показывающий, как современная система образования превращает нас в подобных узников. Особенно явно это видно в официальном клипе шлягера, где школьники в унифицированных лицах-масках строем идут-едут по конвейеру, который их сбрасывает куда-то «в никуда». .
Согласно прозрениям авторов подобных метафорических притч люди, находясь либо в нейро-капсулах (где их используют как органические батарейки для работы искусственного интеллекта), либо в жёстких цепях пещеры-тюрьмы (где взор человеческий ограничен пространством одной стены, противоположной свету), совершенно не знают сами себя, не понимают ни своего состояния, ни своего положения. Считают себя совсем не теми, кем являются на самом деле — не узниками, погруженными в иллюзорный мир, а вполне себе свободными людьми, осуществляющими настоящую жизнь в настоящей реальности.
Однако возможно, что, всё же, одно существенное отличие пещеры от матрицы действительно существует. Ибо платоновская метафора пещеры указывает на некий первый, ранний, достаточно еще поверхностный и беспокойный сон разума. Но ведь не исключено, что затем разум уснул ещё раз, уже в первом сне. Затем во втором сне он также уснул. Как в фильме Inception с Дикаприо в главной роли. Не может ли, в итоге, оказаться так, что современный человек уже даже просыпаясь оказывается не в реальности, а всего лишь во сне более низкого порядка? И что же тогда? Если уже даже первый сон разума уже порождал чудовищ? Тот сон, из которого у человека ещё был шанс по-настоящему проснуться?
И пусть кому-то покажется, что я перегибаю палку, в свое оправдание скажу: разве современный психоанализ — и аналитическая, и индивидуальная, и когнитивная, и нарративная психологии, — не акцентирует (и притом весьма существенно) внимание именно на жизни как продолжении сновидения? Или даже как на его прелюдии ???
Если следовать логике прогресса, то, возможно, мы уже сейчас пребываем в глубочайшем и многоуровневом сне разума и сознания. Сне, из которого далеко не так-то просто выбраться, как утверждают некоторые еще оставшиеся на земле любители простых решений. Мир наших сегодняшних снотворных иллюзий сознания может оказаться на поверку настолько многослойным, что нам может оказаться необходимым поистине божественное вмешательство, чтобы из него выбраться по-настоящему.
Никогда не задумывались о такой версии собственной экзистенции?
Как говорится, «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Да и ложь ли ложь? И правда ли правда?