Как известно, психоанализ открыл бессознательное (Ид, оно). Оказалось, что сознание человека, как правило, представляет лишь малую толику его самости. Живёт же он теми психическими энергиями, которые сокрыты даже от него самого.
Психоанализ также открыл, что эти природные энергии, называемые либидо, будучи бессознательными, обладают колоссальным потенциалом — как созидать, так и разрушать.
Но для созидания приличная часть этих энергий, бессознательно направленных на разрушение, должна быть сублимирована определёнными сознательными аналитическими действиями над собственной психикой — действиями интеллектуально-нравственного характера.
Если же разрушительный потенциал этих энергий не будет сознательно сублимирован, а будет лишь вытеснен из сознания в Ид, то это порождает основу патологических парадигм поведения, когда вытесненное возвращается в жизнь без содействия сознания в патологической форме.
Это общеизвестные азы теории. Почему это важно в общественной практике? Потому что психоанализ, прежде всего, не академическая наука, а прикладная психо-практика, даже психо-технология, если угодно. И человеческие сообщества функционируют по тем же законам, что и индивиды, их составляющие.
Если сообщество считает, что оно доброе и толерантное, никоим образом не допуская мысли о злобной, тёмной составляющей своей коллективной души, то эта неосознаваемая, анатически невыявленная злоба нисколько не сублимируется, гомеостазируя в общественно приемлемых практиках, а, напротив, накапливается до тех пор, пока не прорывается наружу, порой в самых неожиданных и безобразных формах.