ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ? 

Происхождение термина восходит ко времени позднего Возрождения, когда возникла т.н. Республика учёных (лат. Respublica literaria или фр. République des Lettres) — наднациональное объединение интеллектуалов, которое, собственно, и стало мостиком между эпохами Ренессанса и Просвещения.

В это время десятки и сотни ключевых мыслителей, ученых и политических деятелей начали активную переписку и живое общение (15- 18 века). Эта республика послужила основой формирования современного экспертного сообщества, в её среде вызревали и воплощались инициативы по разработке современной системы наук и научных исследований, а также системы начального, среднего и высшего образования. Именно в её среде общения так или иначе рождаются и творят наиболее яркие основоположники и строители современной образовательной системы, такие как Рене Декарт (Cogito ergo sum), Френсис Бекон (Hовый (научный) органон), Амос Каменский (классно-урочная система), Джон Локк (педагогический эмпиризм и либерализм), Готфрид Лейбниц (математическая логика), шведская королева Кристина («королева без королевства», «христианка без веры», «женщина без стыда», которую обвиняли в гомосексуальности, но которая, однако, финансировала ряд ученых и сама активно участвовала в переписке) и многие многие другие.

Respublica literaria можно перевести и как «Республика наук».

По самому своему названию это сообщество искренне верило в спасительную и преобразующую жизнь силу разума, просвещенного светом научного знания. Как, собственно, уже с античности верили и последователи гностической и эзотерической философии Платона и Плотина, считавшие, что общество должно управляться избранными людьми — философами, более других отмеченными светом глубоких философских (а во времена Платона это значило и научных) познаний.

Само слово «Республика» в философском смысле, так или иначе, связывает мировоззренческую основу «Республики ученых» с платоновским диалогом «Государство» ( лат. Res publica), в котором Платон как раз и раскрывает свою концепцию политического устройства общества как власти философской экспертократии.

В английском языке, заменившем средневековую латынь в качестве»лингва франка» современной западной культуры, слово «Просвещение» можно перевести 3-мя очень разными словами, которые представляют из себя разные, хотя и взаимосвязанные, культурные феномены: 

Education — образование, обучение, воспитание, просвещение, образованность, культура;

enlightenment — просветление, просвещение, просветительство, просвещенность;

illumination — освещение, освещенность, иллюминация, озарение, просвещение, истолкование.

Слово EDUCATION сегодня прочно связано с архетипом главного светского обряда инициации человека в массовое общество — массовой школой. 

Слово ENLIGHTMENT не менее прочно связано с т.н. новой и новейшей историей человечества. Оно стало маркером архетипа ключевого современного мировоззрения — мировоззрения научного, новой научной картины мира, постепенно вытеснившей и заменившей собой религиозную. 

В то время как слово ILLUMINATION оказалось прочно связано с конспирологической теорией происхождения и осуществления современной власти (от тайного общества «Иллюминатов»). И как бы нам ни хотелось это теорию вытеснить из общественного сознания, она остаётся мощным бессознательным архетипом (а значит психологическим фактом), который всё время в той или иной форме возвращается.  

Поделиться ссылкой: