Могущественную идею богоненавистничества представляет специфически русское явление 19-го века — русский нигилизм.
Сегодня под нигилистом принято понимать того, кто ни во что не верит. Русские нигилисты 1860-х годов были совсем другими. Они были горячими сторонниками науки, которые искренне и от всей души верили (что хорошо прослеживается в русской художественной литературе того времени), что уничтожив религию, они расчистят место для того, чтобы на основании научных знаний мог возникнуть новый мир — лучший из всех миров, существовавших до сих пор.
Нужно сказать, что вот именно такой нигилизм, нигилизм принципиально антирелигиозный, был кредо и большинства из тех, кто отвергал религию на протяжении девятнадцатого и двадцатого веков — строил коммунистический или капиталистический рай на земле, псевдо-атеистическую науку, технику, цивилизацию.
Осознаётся это ими или нет, но и сегодня именно такого рода нигилизм является подлинным «символом веры» большинства крупных мыслителей, а через них — и большинства крупных политических деятелей, реформаторов и так далее.
Разве можно называть это атеизмом в полном смысле слова, если здесь имеется и предмет поклонения (человеческий разум), и догматика («точные» научные знания), и продуманная система квазирелигиозных обрядов крещения, причастия, посвящения и ученичества, реализуемая через всеобщее массовое образование.
Хотя изначально исторически очевидно, что вся эта система построена вовсе не на разуме, а на рационально никак не объяснимом, яростном эмоциональном вытеснении всякой идеи Бога и из своего сознания, и из сознания своих последователей.
Но — и это становится сегодня не менее очевидно, — вытесненное возвращается патологией, как и научил нас психоанализ.
Отвергнув и вытеснив старые религиозные традиции, человек не избавился ни от религиозной потребности, ни от религиозных практик. Просто они приобретают всё более примитивные и извращенные формы.