Мысли после посещения оперы «Евгений Онегин» в Мариинке.
Онегин… Говорящая фамилия. От слово «нега».
Искал Онегин только неги… Онегин неги не нашёл.
В деревенской затворнице Татьяне неги для себя он поначалу не увидел.
Поэтому и дал её юным чувствам отворот поворот.
А потом, когда её нега расцвела в богатстве и почестях высшего света, стала очевидной, терпеть жизнь без этой неги он уже не мог.
Потому Онегин решил, что можно Татьяну у законного супруга Грёмина просто увести и сделать любовницей. Пользуясь тем, что, ни смотря ни на что, она его всё ещё любит (достойный ход, ничего не скажешь).
В промежутке он то же самое пытается проделать с Ольгой, которая ему негу доставляла хотя бы уж тем адреналином, что флирт Онегина с нею злил вспыльчивого Ленского. В итоге Ленского пришлось убить на дуэли. Но после этого и Ольга перестала доставлять негу.
В общем, вполне обычная, даже незатейливая житейская история. Про сластолюбца и его жертв.
Фрейд бы мог сказать, наверное, что Онегин — это типичный самец в поисках гомеостаза своего либидо.
Но, с другой стороны, именно эта незатейливость и восхищает. Будучи выражена высочайшим поэтическим, а у Чайковского еще и музыкальным, языком, она иконным образом фиксирует в Онегине собирательный образ бессмыслицы либидального бытия par excellence.
Не даром же последние слова Онегина в опере Чайковского:
Позор!.. Тоска!..
О, жалкий жребий мой!