На этой видео встрече обсуждаем с давним другом Владимиром Шамраем образовательную ТЭХНЭ — логию, на основе которой мы поэтапно планируем развивать Академию цифровых профессий «Когнитивные стратегии» и прочие образовательные проекты.
Основные идеи разговора я бы сформулировал так:
- В основе нашей жизни лежит трансляция во времени и пространстве знаний, смыслов, познавательных стратегий в самом широком смысле, являющих себя в значимых историях / нарративах.
- Наиболее устойчивой формой трансляции является Традиция.
- Наиболее подходящей формой Трансляции Традиции является Школа (в широком смысле), предполагающая наличие определенного образовательного Нарратива, укорененного в определенных Антропологической и Социо-культурной Традициях в их динамическом взаимодействии.
- Традиций очень много. Но их все можно условно разделить на традиции социо-культурные и традиции антропологические.
- Антропологические личностные Традиции в своей бытийно-сысловой, содержательной форме есть только и исключительно традиции духовных практик.
- Традиции духовных практик отличаются от всех остальных тем, что они:
- Являются личностными, а не социальными Традициями, в отличие от всех остальных. При этом они требуют наличия обучающегося сообщества, построенного на этих Традициях.
- Являются Традициями, построенными не на сущности, а на энергетике или энергийности человека.
- Они являются традициями предельных практик человека. Причем здесь мы в точности следуем методологии Синергийной антропологии Сергея Хоружего, утверждая, что этих пределов, или границ, всего 3 — с бессознательной реальностью, с виртуальной реальностью и собственно со смысловой реальностью бытия. На этих предельных границах происходит энергийное размыкание человека либо бессознательному существованию, либо существованию виртуальному, либо существованию синергетическому, в синергии человека с энергией Истины, Смысла Бытия. С Инобытием. В христианском языке — с Богом. В этом развитии человека в направлении размыкания к синергийному общению с Инобытием и вхождению в это бытие-общение, в соответствии и с точным «органоном» древне-христианских духовных практик, в сжатом виде раскрытых в основных соборных символах веры, мы видим корневые смыслы бытия человека человеком.
- Основная проблема и общества, и образования сегодня — открыто конфликтное противостояние социо-культурных и духовных традиций /практик. Современная культурная традиция целенаправленно пытается исключить точное следование традиции духовных практик из жизни, создавая традиции, выводящие человека либо на свою бессознательную, либо на свою виртуальную границу, либо в различные гибридные практики, смешивающие все смыслы самым причудливым образом.
- Для исправления ситуации нами предлагается образовательная стратегия возрождения отношения к технологиям, в том числе и к образовательным технологиям, как к греко-античному пониманию «ТЭХНЭ» — Не только как к обучению профессии, по и как к обучению творчеству и обучению поиску корневых смыслов бытия — в антропологической традиции духовных практик и в примыкающих к ней социо-культурных традициях.
- В данном подходе мы основываемся на передовой экзистенциальной и феноменологической мысли, к примеру Мартина Хайдеггера, Мишеля Фуко, Джорджо Агамбена, Рене Жирара. Придерживаемся психологии обучения в зоне ближайшего развития Льва Выготского и некоторых образовательных технологий, развитых на основе этого подхода. А также и прежде всего, основываемся на «Синергийной антропологии» Сергея Сергеевича Хоружего — новом трансдисциплинарном направлении отечественной научной мысли.
Ссылки на некоторые упоминаемые в разговоре ресурсы:
Духовная и культурная традиция в России. С.С. Хоружий, Курс лекций на портале Предание.ру. Аудио
Хоружий С.С. Человек: сущее, трояко размыкающее себя
Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии
Очерки синергийной атропологии, С.С. Хоружий
Лев Выготский: «Мышление и речь»; «Психология развития ребенка»
Мишель Фуко: «Археология знания», «Рождение био-политики»
Мартин Хайдеггер: «Бытие и время», «О существе техники»