Традиция как образовательная инновация: от образовательной техно-логии к образовательной ТЭХНЭ-логии.

На этой видео встрече обсуждаем с давним другом Владимиром Шамраем образовательную ТЭХНЭ — логию… Делаем попытку рассмотреть философию образования, встраиваемую вокруг духовных смыслов, примыкающих к духовным практикам.

Основные идеи разговора я бы сформулировал так:

  • В основе нашей жизни лежит трансляция во времени и пространстве знаний, смыслов, познавательных стратегий в самом широком смысле, являющих себя в значимых историях / нарративах.
  • Наиболее устойчивой формой трансляции является Традиция.
  • Наиболее подходящей формой Трансляции Традиции является Школа (в широком смысле), предполагающая наличие определенного образовательного Нарратива, укорененного в определенных Антропологической и Социо-культурной Традициях в их динамическом взаимодействии.
  • Традиций очень много. Но их все можно условно разделить на традиции социо-культурные и традиции антропологические.
  • Антропологические Личностные Традиции в своей бытийно-сысловой, содержательной форме есть только и исключительно традиции духовных практик.
  • Традиции духовных практик отличаются от всех остальных тем, что они:
  1. Являются личностными, а не социальными Традициями, в отличие от всех остальных. При этом они требуют наличия обучающегося сообщества, построенного вокруг антропологической Традиции (то есть имеют хотя и вторичное им, но весьма важное социальное измерение). Если антропологическая традиция духовной практики становится ключевым ориентиром социума, тогда для социума она выступает своеобразным культурно-образовательным каноном.
  2. Являются Традициями, построенными не на сущности, а на энергетике или энергийности человека.
  3. Они являются традициями предельных практик человека. Причем здесь мы следуем методологии Синергийной антропологии Сергея Хоружего, утверждая, что этих пределов, или границ, всего 3 — с бессознательной реальностью, с виртуальной реальностью и собственно со смысловой реальностью бытия. На этих предельных границах происходит энергийное размыкание человека либо бессознательному существованию, либо существованию виртуальному, либо существованию синергийному, в синергии человека с энергией Истины, Смысла Бытия. С Инобытием. В христианском языке — с Богом. В этом развитии человека в направлении размыкания к синергийному общению с Инобытием и вхождению в это бытие-общение, в соответствии с органоном древних духовных практик, мы видим корневые смыслы бытия человека человеком.
  • Основная проблема и общества, и образования сегодня — открыто конфликтное противостояние социо-культурных и духовных традиций /практик. И из-за этого в обществе отсутствует культурно-образовательный канон, в основе которого лежит именно духовная практика как ключевой антропологический ориентир. Современная культурная традиция целенаправленно пытается исключить точное следование традиции духовных практик из жизни, создавая традиции, выводящие человека либо на свою бессознательную, либо на свою виртуальную границу, либо в различные гибридные практики, смешивающие все смыслы самым причудливым образом.
  • Для исправления ситуации нами предлагается образовательная стратегия возрождения отношения к технологиям, в том числе и к образовательным технологиям, как к греко-античному пониманию «ТЭХНЭ» — Не только как к обучению профессии, по и как к обучению творчеству и обучению поиску корневых смыслов бытия — в антропологической традиции духовных практик и в примыкающих к ней и передающих ее социо-культурных традициях.
  • В данном подходе мы основываемся на передовой экзистенциальной и феноменологической мысли, к примеру Мартина Хайдеггера, Мишеля Фуко, Джорджо Агамбена, Рене Жирара. Придерживаемся психологии обучения в зоне ближайшего развития Льва Выготского и некоторых образовательных технологий, развитых на основе этого подхода. А также на «Синергийной антропологии» Сергея Сергеевича Хоружего — новом трансдисциплинарном направлении отечественной научной мысли.

Ссылки на некоторые упоминаемые в разговоре ресурсы:

Духовная и культурная традиция в России. С.С. Хоружий, Курс лекций на портале Предание.ру. Аудио

Хайдеггер плюс: философия Хайдеггера и её выходы в проблематику современной мысли, С.С. Хоружий. Курс лекций на портале Предание.ру

Хоружий С.С. Человек: сущее, трояко размыкающее себя

Хоружий С.С. Очерки синергийной антропологии

Очерки синергийной атропологии, С.С. Хоружий

Лев Выготский: «Мышление и речь»; «Психология развития ребенка»

Мишель Фуко: «Археология знания», «Рождение био-политики»

Мартин Хайдеггер: «Бытие и время», «О существе техники»

Поделиться ссылкой: