КТО ТАКОЙ СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ?

«И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти«, — сказал Христос в евангелии про Иоанна Крестителя, про предтечу Богочеловека. В народном благочестии святому Георгию, порой, приписываются те же черты.

Легендарный христианский воин, военачальник, свидетель, мученик, чудотворец, святой 3-4-го века из сиро-палестинского города Лидды или (по другой версии) из города Бейрута. В народной традиции Георгий Победоносец  — покровитель воинов и рыцарства, земледельцев и скотоводов. А также он, удивительным образом отождествляется:

1) C общим для христиан и мусульман Георгием / Джиржисом из Лидды, истинным последователем апостолов-посланников пророка Исы / Господа Иисуса Христа;

2) с общим для авраамических религий пророком Илией;

3) с общим для народного благочестия тех же религий, а также и для друзов, прото-семитским пророком, наставником Моисея (Мусы) «зелёным пророком».

В одном из народных сказаний о Святом Георгии, записанных грузинским писателем Энрико Габидзашвили, говорится:

Однажды Господь Иисус Христос, пророк Илия и святой Георгий проходили через Грузию.  Когда они устали и проголодались, то остановились, чтобы пообедать.  Увидев грузинского пастуха они решили попросить его накормить их.  Сначала Илия подошел к пастуху и попросил у него овцу.  После того, как пастух поинтересовался, с кем имеет дело, Илия сказал, что с тем, кто послал ему дождь для хорошего урожая.  Поняв, кто он, пастух рассердился на Илию, ответив, что он есть также и тот, кто посылает грозы, разрушающие фермы бедных вдов. После Илии сам Иисус Христос подошел к пастуху и попросил у него овцу, представившись Богом-Творцом всего сущего.  Пастух рассердился на Иисуса и сказал ему, что это именно он забирает души у юношей и дарует долгую жизнь многим нечестным людям. После неудачных попыток Илии и Христа святой Георгий подошел к пастырю, попросил у него овцу и сказал ему, что он и есть святой Георгий, к которому пастырь взывает всякий раз, когда у него беды и  ради защиты от всякого зла… Пастух тотчас пал на колени, поклонился святому и отдал ему все.

Габидзашвили, Энрико. 1991. 
Святой Георгий: В древнегрузинской литературе
Армази – 89: Тбилиси, Грузия.

Притча эта показывает, насколько святой Георгий почитался в Грузии, да и в других местах. Такие сказания о нём и до сих пор живучи в народной памяти.

Так кто же такой Святой Георгий? Точного ответа на этот вопрос мы не узнаем никогда. Здесь мы лишь можем довольствоваться рассмотрением нескольких основных историй — нарративов о нём, его подвигах и его почитании в различных традициях.

Он герой — воин (согласно греческим сказаниям), поскольку был мужественным искусным воином и полководцем, сделавшим карьеру с самых низов до тысяченачальника римской армии. Вплоть до открытого признания своей веры Георгий был любимцем восточно-римского императора Диоклетиана,  одним из его телохранителей (начальником телохранителей?).  Из-за этого основная иконография святого Георгия сформировалась в Византии, где он был весьма почитаем изначально. Православные византийские императоры после Диоклетиана (бывшие в большинстве своем из военной знати), считали святого Георгия своим покровителем. Изображения его были на монетах и печатях династии Комнинов и Палеологов.

Благодаря этому ко времени Средневековья Георгий Победоносец стал признанным покровителем воинов и рыцарства. Рыцарские и воинские сообщества (братства, ордена) учрежденные во имя Св. Георгия появляются в христианском мире в разные исторические периоды и в разных странах как взаимно независимые, за исключением общего почитания святого покровителя рыцарства. Причина этому, возможно, достаточно проста:. Дело в том, что Св. Георгия Лиддского византийская иконография изображала вооруженным до зубов всадником, экипированным в точном соответствии со снаряжением тяжелого конника римской армии, предписанным ему в результате имперской военной реформы императора Юстиниана в шестом веке. Такое вооружение было одинаково для рыцарей обеих частей Империи. А потому рыцари-паломники с Запада, идущие в Иерусалим через земли восточной Империи, признавали на изображениях Св. Геогрия свое собственное снаряжение и также принимали его как своего покровителя. Особенную популярность его фигура приобретает во времена крестовых походов. В это время на его западных изображениях появляется характерный крест на щите и / или плаще.

Среди светских орденов, существующих до сих пор, следует упомянуть британский Орден Подвязки, покровителем которого всегда был святой Георгий. Хотя пришедший позже англиканский протестантизм существенно потеснил влияние этого сообщества, часовня св. Георгия в Виндзоре осталась официальной резиденцией ордена. Там и по сей день собирается орденское руководство, а каждый рыцарь имеет право на своё конское стойло, над которым висит его личное знамя.

Второй королевский орден Великобритании под двойным покровительством св. Михаила и св. Георгия был основан в Англии в 1818 году для признания заслуг перед британской короной в иностранных или колониальных делах. В настоящее время существует и занимающийся благотворительностью международный светский орден Святого Георгия, имеющий два главных приората — британский и американский.

В прошлом также существовали регулярные католические рыцарские ордена Святого Георгия. Например в королевстве Арагон в 1201 г. был учрежден рыцарский орден Святого Георгия Алфамского в районе с таким названием, получивший признание Святого Престола в 1363.

Но, всё же, на сегодняшний день наиболее известным является российский Орден. В честь святого Победоносца в России были учреждены ордена Св. Георгия первой и второй степени (7 Декабря 1769) при Екатерине II за военные заслуги перед отечеством, а также Георгиевский крест и Георгиевская Звезда.

Орден Святого Георгия имеет четыре степени. Высшая степень — Орден I степени. Четыре степени присуждаются последовательно от четвертого к первому. Они отличаются по размеру и способу ношения двух степеней основного Ордена, георгиевского креста и георгиевской звезды.

С момента основания орденом Святого Георгия I степени награждены всего 25 человек. Для его получения нужно быть королем или выиграть войну. Полный список выглядит следующим образом в порядке времени награждения:

Екатерина Великая
Петр Румянцев
Алексей Григорьевич Орлов
Петр Иванович Панин
Василий Долгоруков-Крымский
Григорий Потемкин
Александр Суворов
Василий Чичагов
Николай Васильевич Репнин
Михаил Кутузов
Майкл Андреас Барклай де Толли
Король Швеции Карл XIV Иоанн
Гебхард Леберехт фон Блюхер
Карл Филипп, принц Шварценберг
Артур Уэлсли, 1-й герцог Веллингтон
Левин Август фон Беннигсен
Луи Антуан, герцог Ангулемский
Иван Паскевич
Ганс Карл фон Дибич
Йозеф Радецкий фон Радец
Александр II Российский император
Вильгельм I, немецкий император
Эрцгерцог Альбрехт, герцог Тешен
Великий князь Российский Михаил Николаевич
Великий князь Российский Николай Николаевич

Георгиевскими крестами и звездами за боевые заслуги награждало Белое движение при адмирале Александре Васильевиче Колчаке вплоть до поражения движения в 1921 году.

20 марта 1992 г. российский орден Св. Георгия был возрожден Указом Президента России №1463. Действующие критерии награждения были изменены 7 сентября 2010 г. Указом Президента № 1099. По действующим критериям орденом Святого Георгия награждаются:

  • высшие и старшие военные чины за ведение боевых действий по защите Родины от нападения внешнего врага, повлекшие за собой полный разгром врага;
  • отличившиеся за выполнение боевых и иных операций в других государствах, направленных на восстановление международного мира и безопасности;
  • отличившиеся за операции, являющиеся образцом военного искусства или за подвиги, свидетельствующими о воинской доблести;
  • офицеры российской армии, ранее награжденные государственными наградами Российской Федерации за боевые отличия.

Когда сегодня в помять нашей победы в великой отечественной войне мы украшаем себя, дома и  автомобили георгиевской ленточкой, эта лента напрямую связывает наш народ с российским орденом Святого Георгия. Ленты именно в таких цветах использовались для ношения ордена.

Святой Георгий также и воин-мученик, который, согласно и греческим, и латинским, и даже арабским сказаниям  свидетельствовал о Боге своим мужеством и мученической смертью. В соответствии с житиями он был подвергнут исключительно жестоким истязаниям Диоклетианом — ярым противником истинной христианской (или монотеистической в мусульманской народной версии) веры, поставившим себе целью возродить язычество. Георгий претерпел все пытки до конца не отрекшись от веры, хотя ему неоднократно предлагалось отречение в обмен на жизнь. Тем самым он духовно победил своих мучителей, за что и был наречён «Победоносцем».  

В византийском искусстве образ Георгия-воина — в доспехах, со щитом, мечом и копьем — соединялся с символами мученичества — крестом и красным плащом. С самых ранних изображений его облик обретает узнаваемые и устойчивые черты: это безбородый юноша, с миловидным лицом и шапкой кудрявых волос. Георгия часто изображают вместе с другими воинами-мучениками — Димитрием Солунским, Феодором Тироном, Феодором Стратилатом и др.

Он также и воин-чудотворец, через которого, в соответствии с житиями, произошло множество чудес как при его жизни, так и после мученической смерти. Наиболее известным является «Чудо Георгия о змие», вдохновившее ставшее ныне традиционным изображение святого в виде всадника, копьём поражающего дракона / змия в пасть. Его образ, указывающий на именно это чудо, украшает герб Москвы и Московского Царства, а затем и Российской Империи, со времен Ивана III. А история чуда такова:

В местности, откуда был родом Георгий, в озере поселился огромный змей, пожиравший молодых юношей и девиц, которых местные жители предоставляли ему по жребию. Однажды пришло время и для дочери правителя.  Но когда зверь стал приближаться к ней, Святой Георгий явился в образе вооруженного византийского всадника — копейщика и поразил чудище копьём. По греческой версии — в пасть. По латинской — в глаз.

Нередко чудесно спасенная явившимся святым Георгием Победоносцем царевна изображается ведущей дракона на цепочке / веревке и сравнивается в христианстве с Церковью, а побежденный и приручённый змей — с дьяволом.

 

Впервые на Руси общественное почитание Георгия Победоносца ввёл Ярослав Мудрый. Сын крестителя Руси Владимира Святого, сам Ярослав в крещении был назван Георгием. Он построил в Киеве храм в честь своего небесного покровителя. 26 ноября 1051 года храм был освящен, и этот день получил именование Юрьева дня — единственного дня года, во время которого в XI–XVII веках согласно великокняжеским и царским судебникам крестьяне могли переходить от одного помещика к другому. В Киевском соборе Святой Софии, построенном также князем Ярославом, северный придел также освящен в честь святого Георгия. В нем сохранился самый ранний из житийных циклов великомученика 40-х г.г. XI века. Следуя византийским обычаям Ярослав повелел на серебрениках и печатях изображать Св.Георгия. На одной из сохранившихся печатей виден воин и надпись по-гречески: «Господи, помоги рабу твоему Георгию, архонту».

Далее история почитания Георгия постепенно развивалась на Руси. В домонгольский период, характеризующийся высокой княжеской культурой, преобладают изображения святого Георгия как воина-мученика, покровителя князей и воинов. Во времена татарского ига христианская вера глубже проникает в народную среду, и начинает преобладать образ Георгия-змееборца, выражающий чаяния народные на помощь небесных заступников.

Ярким примером того, как народ представлял святого, является новгородская икона I половины XIV века:

«Чудо Георгия о змии» помещено в середине иконы и окружено 14-ю историями- клеймами из его жития, в котором пересекаются реальная история, история фольклорная и народные упования веры. Георгий на клеймах и мученик за веру, и ангелоподобный воин-заступник, и просто красивый, мужественный молодой человек. Фигура святого хрупка и изящна, своим юным обликом он напоминает ангела. Конь и всадник как-будто парят над землёй. Царевна ведет змия на пояске. Образ Егория Храброго предстаёт на иконе как некий народный ориентир веры в Бога, мужества и стойкости — одновременно и воинской, и духовной — как некий ориентир и внутренней, и внешней красоты человека.

В 1535 году Елена Глинская провела денежную реформу, после чего на монетах и появился «князь велик на коне имея копьё в руце». Такая монета получила название копейная (копейка). Изображение сильно походило на сюжет из жития святого Георгия Победоносца, только под копытами коня не было дракона. Однако уже на копейках, которые чеканились при Петре I, змея отчетливо видно. Такой композиция на аверсе этой монеты сохранилась до сих пор. 

Святой Георгий — один из наиболее международных, межконфессиональных и даже межрелигиозных героев (у христиан, мусульман и друзов), почитаемый буквально по всему миру уже как минимум полторы тысячи лет. 

В христианстве он особо почитается православными, католиками, англиканами и лютеранами, но, в целом, так или иначе — всеми христианскими конфессиями. Он является святым покровителем ливанских, палестинских и сирийских христиан. В его честь освящен главный храм вселенского патриархата в Стамбуле. От считается святым покровителем Грузии, в честь которого названа сама эта страна (в большинстве европейских языков). В его честь назван штат Джорджия в Северной Америке.

Он почитается и как одна из главных не коранических фигур в Исламе. Тем самым Георгий Победоносец почитается по всему Ближнему Востоку одновременно и как христианский святой и как исламский герой и мученик.

Его почитание одновременно и христианами и мусульманами заключается в многогранной легендарности его собирательной личности, сочетающей черты нескольких библейских, коранических и древне-христианских легендарных героев.

Эта сборная традиция восходит к 3-м основным историям-нарративам:

1) Про некоего общего и для христиан, и для мусульман, подвижника веры Георгия. Согласно мусульманским легендам Георгий ( по арабскиجرجس , Джирджис или Гиргус ) жил среди группы верующих, которые были в непосредственном контакте с последними истинными учениками самого пророка Исы (Иисуса Христа в христианстве). Его описывают как богатого купца, который выступал против возведения статуи Аполлона царем Мосула Даданом. После столкновения с царём Георгий много раз подвергался пыткам, в процессе которых трижды воскресал, был заключен в тюрьму, где ему помогали ангелы. В конце концов, разоблачив идолопоклонство он принял мученическую смерть.  Согласно другой мусульманской легенде, он принял мученическую смерть при правлении Диоклетиана и трижды был убит, но каждый раз воскресал. Легенда более развита в персидской версии ат-Табари, где Джирджис воскрешает мертвых, заставляет деревья прорастать, а сухие столбы расцветать. После одной из его смертей мир покрывается тьмой, которая рассеивается только тогда, когда он опять воскресает.  Православное Житие святого Георгия было переведено на арабский язык уже в начале VIII века. Под влиянием арабских христиан почитание святого Георгия проникло в среду арабов-мусульман. Апокрифический текст жития святого Георгия содержится в арабской «Истории пророков и царей» (начало X века). Как раз в нём Георгий и называется учеником одного из апостолов пророка Исы. Иоанн Кантакузин, греческий историк XIV века , упоминает существовавшие в его время несколько храмов, возведённых мусульманами в честь святого Георгия. О том же говорит путешественник XIX века Буркхард. Дин Стэнли в XIX веке записал, что видел мусульманскую «часовню» на берегу моря вблизи города Сарафенд (древней Сарепты Сидонской), которая была посвящена Эль-Худеру. Внутри неё не было усыпальницы, а только ниша, что являлось отступлением от мусульманских канонов — и объяснялось по словам местных крестьян тем, что Эль-Худер не умер, а летает по всей земле, и везде, где он появляется, люди возводят подобные «часовни».

В мифологии ряда мусульманских народов имеется сказание, напоминающее Чудо святого Георгия о змие:

Джирджис на коне побеждает дракона

2) Про некое воплощение в образе Георгия общего для всех авраамических традиций пророка Илии (Илья́с (араб. إلياس‎), действующим в его силе и духе. Поскольку по одной из наиболее традиционных версий легенды святой жил и был похоронен (или не был??) в легендарном сиро-палестинском городе Лидда, на территории современного Израиля. Но народным поверьям он не умер, а, как и пророк Илия, был вознесен на небо, откуда постоянно возвращается помогать людям в трудных ситуациях — как в бою, так и в житейских делах. О чем свидетельствуют многочисленные рассказы о его чудодейственных явлениях и его поддержке обращающихся к нему во время различных битв и в других сложных ситуациях. А как нам известно из Евангелий, если Христос назвал Илией (или его воплощением, пришедшим в его духе и силе) Иоанна Крестителя, то почему бы и не распознать те же силы так разносторонне прославленному Св. Георгию Победоносцу?

3)  Про мифического «зеленого» наставника пророка Мусы (Моисея). В народных верованиях образ Св. Георгия порой сливается с фигурой, восходящей к ещё до исламским и до христианским временам — с образом вечно живущего «зеленого пророка» (араб. — Аль-Хидр, варианты: Хидир, Хизир, Хизр, Хызыр). Этот человек, имя которого переводится как, попросту, «Зелёный», небезызвестен и для христианского народного благочестия на Востоке, но особенно является предметом почитания для арабо-иранского и друзского благочестия. 

Имя Хидира не упоминается ни в Коране, ни в Танахе, ни в Христианской Библии, однако многие арабские толкователи почти единодушно отождествляют его с «рабом Аллаха»» неизвестным наставником пророка Мусы (Моисея). Известно, что в некоторых христианских переводах Библии на арабский имя Бога также звучит как «Аллах». Например: «Мы узнали и поверили, что Аллах нас любит. Аллах есть любовь, и тот, кто пребывает в любви, пребывает в Аллахе, и Аллах пребывает в нём.» (Евангелие от Иоанна 4:16). То есть, если отложить в сторону разночтения в священных текстах, появившиеся из-за культурных и языковых отличий, то в «сухом остатке» в народных поверьях остаётся вполне универсальный нарратив о некоем легендарном и мистическом наставнике Моисея (Мусы). А разночтений то здесь и нет, поскольку нет и самого «Зелёного» в этих текстах.

Пророк Муса (Моисей) и Аль-Худр (Зелёный)

Образ Хадира получил широкое распространение как в арабо-иранском книжном предании, так и в народных верованиях. Согласно мусульманской традиции, главным качеством Хадира является бессмертие, вследствие чего его часто отождествляют с Илйасом (пророком Илией в иудаизме и христианстве) а также можно его сопоставить и с вполне библейской фигурой вечно живущего Мелхиседека, царя Салема (символического города мира), с которым встречался праотец Авраам и от которого он получил своё благословение.

Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.

Послание ап. Павла к Евреям 7:1-2

А как известно все 3 религии — иудаизм, ислам и христианство — именно потому и назваются авраамическими, поскольку, по поводу личности праотца Авррама они не спорят. Мало того, у них практически не так уж и много разногласий по поводу истории мира и человека до Авраама.

В иранском эпосе Хидр является бессмертным вечно юным подвижником нравственности — носителем вечного нравственного начала, который поддерживает и направляет людей на Путь Добродетели. Основными атрибутами Хидра являются вечная, никогда не проходящая молодость и сила, личная праведность и личные доблесть и мужество.

Не смотря на явно семитское имя, образ доблестного и бесстрашного, бессмертного вечно юного борца с тьмою и злыми силами, а также и некоторые другие характеристики этого эпического героя, наводят на мысли о его скорее арийском происхождении. Некоторые исследователи даже предполагают его происхождение из шумерского эпоса о Гильгамеше (Голландский ученый А. Я. Вензинк).

«Зеленый» отождествляется в культуре народов Персии и Ирана со многими персонажами: с Александром Македонским (Искандером) в «Шахнаме» («Книге о царях»). С неким современником персидского царя Феридуна, прославившегося изгнанием арабов из Ирана, с известным исламским праведником также по имени Хидр и… с христианским святым Георгием Победоносцем, которому народные поверья также приписывают бессмертие.

Сегодня имя «зелёного пророка» всё более связывается с поиском решения глобальных и локальных экологических проблем. С нарастанием экологических проблем всё громче слышен зов о реальном возвращении этических основ религиозных традиций в управление обществом. Вопросы этики обращения людей друг с другом и с природой выходят на первый план в размышлениях лучших умов человечества о судьбах мира.

Экологическая повестка, вызванная вполне реальными экологическими проблемами и даже катастрофами, сегодня требует даже не межконфессиональной, а внеконфессиональной интеграции всех людей доброй воли как и всех религиозных традиций мира для того, чтобы у нашего общего дома было не катастрофическое будущее.

Одной из известных современных инициатив в этой области является медиа проект «Green Prophet» (https://www.greenprophet.com), основаный Карин Клоостерман — биологом, журналистом и техно-предпринимателем. Истории «Зеленого Пророка», по словам Карин, существуют и распространяются сегодня повсюду. Они передаются «людям, которым не все равно», для которых важно реально содействовать переходу человечества к более чистым энергетике и транспорту, к по-настоящему экологичным умным городам и прочим «зеленым» инновациям.

Green Prophet сотрудничает с рядом известных международных организаций (включая Фонд Анны Линд, Инициативу объединенных религий и инициативу «зеленого» бизнеса — The Switchers (https://www.theswitchers.org/), а также ООН и ряд её подразделений. Одна из целей «Зеленого пророка» заключается в как раз в активизации и интеграции культурно-религиозного потенциала ближневосточных народов во благо экологически устойчивого развития человечества.

На почве российской культуры, обладающей древними традициями межконфессионального сотрудничества и партнерства, подобный техно-экологический проект также может и должен быть интересен и востребован. А на место его духовного покровителя на нашей почве как нельзя более подходит Св. Геогрий Победоносец — не только как православный святой, но и как объединяющий все народы и культуры подвижник «категорического императива» традиционной нравственности. Как подвижник «вечно юных» непреходящих духовных ценностей человека.

Вот такая вот легендарная личность, которая в мифо-эпическом смысле, возможно, «живее всех живых», украшает наши государственный и столичный гербы. 

Поделиться ссылкой: