ЧТО ОДНОМУ ИННОВАЦИЯ ДРУГОМУ ТРАДИЦИЯ

Пример — кофе. Ко времени, когда «продвинутые» европейцы впервые столкнулись с этой ароматной инновацией, она уже (возможно, не одно столетие) была традицией «примитивных» народов Африки. Мораль сей басни: жаждешь инноваций — присмотрись повнимательнее к чужим традициям. Нынешним или прошлым — не важно.

НЕ ВСЯКАЯ ИННОВАЦИЯ СТАНЕТ ТРАДИЦИЕЙ. НО ВСЯКАЯ ТРАДИЦИЯ КОГДА-ТО БЫЛА ИННОВАЦИЕЙ.

ОДНАКО И ТО, И ДРУГОЕ, МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ НЕ ТЕМ, ЧТО НАМ НУЖНО.

Я проснулся утром и сделал всё «по традиции» — заправил постель, принял душ, почистил зубы, сварил кофе. Оделся, обулся, сел за руль, доехал до станции метро, сел в метро до работы…

Однако было время, когда совершенно каждое из этих привычно традиционных, почти бессознательных действий, было неслыханной инновацией.

Было время, когда и постель и то, чем её заправлять, душ и то, откуда он течёт (водопровод), зубная щетка и паста, каждый элемент одежды и обуви, машина и то, по чему она едет, метро и пр. и пр. только кем-то изобретались. И были в диковинку, считались «последним писком» инноваций.

Таким образом инновация и традиция предстают перед нами как гармонично взаимосвязанные и взаимозависимые явления: инновация — как способ формирования новых традиций; традиция -как устойчивый способ трансляции инноваций во времени, пространстве, обществе. А наша жизнь в настоящем оказывается сложным производным инноваций прошлого, уже в прошлом ставших нашими традициями.

Но далеко не все наши традиции действительно хороши для человека, планеты, мира. Чего только стоит производство пластика, которым мы с бешеной скоростью заваливаем планету или накапливание ядерного потенциала, грозящего аннигилировать даже память о нас? А ведь это тоже уже часть нашего традиционного кода. С 1945 года началось время, названное Гюнтером Андерсом временем Хиросимы.

Таким образом в сложнейшем и сложно разделимом клубке традиций наших много замечательных, но и дурных не перечесть. Что говорит о том, что многие традиции должны быть пересмотрены и перестать ими быть, а многим инновациям (не всем, но многим) стоит противодействовать в том, чтобы они стали традициями.

Поэтому когда кто-то рядом начинает говорить либо о важности «инновационного обучения и развития,» либо о важности «укрепления традиционных ценностей» я, как правило, молчу в сторонке. По крайней мере до тех пор, пока не пойму о каких конкретно инновациях и традициях люди беспокоятся. Бывает ведь и так, что мы и сами не понимаем, о чем конкретно беспокоимся…

Поделиться ссылкой: