А может быть мы глубоко ошибаемся во взгляде на детей?

или

ДЕТСТВО ДОЛЖНО БЫТЬ ТРУДНЫМ!

Почему я так думаю? Прежде всего потому, что если, как нас учат все без исключения тренеры по саморазвитию, «начинай с конца!»(Кови, напр.), то конец у всех один. И по-настоящему важно должно бы быть то, как мы закончим, а не как мы будем начинать и даже продолжать…

И пусть говорят некоторые сакральные тексты, что «не все мы умрем»… Но пока это только мечта и надежда, про которую мы ничего толком и до конца не знаем и знать не можем — которую мы не можем ни познать, ни помыслить. Это невозможно планировать. Но мы можем помыслить и планировать то, как мы хотим умирать сами и как мы хотим, чтоб умирали наши дети (как бы скорбно это не звучало), и помочь им так устроить свою жизнь, чтобы на пороге смертной тени не было, простите за банальность, «мучительно больно за бесцельно прожитые годы»…

А вот этому (планированию именно с самого конца) никакие мотивационные тренеры почему-то не учат… Хотя, казалось, бы, ну что может быть естественней, понятней, правильней, точнее — поставить во главу жизненного целеполагания знаменитое философское «мементо мори» / память о смерти. Тем более что за исключением пары тройки легендарных мифических исключений (Илия и Енох, напр.) Это есть пока всеобщий и неизбежный конец.

В свете этого памятования жизнь оказывается настолько скоротечна, что встает резонный вопрос, что хотелось бы успеть кем-то стать и кем-то быть.

И тогда, возможно, что глубокомысленные официальные заключения о природе и динамике гармоничного развития ребенка в корне ошибочны… Поскольку дети, берущие на себя ответственность и обретающие сложный опыт обучения и труда так рано, как только это возможно… Начинающие верить в то, что им отведена серьезная роль в мире и жизни (а таких единицы из единиц) на множестве исторических примеров доказали, что они способны совершить значительно больше тех, кто просто безответственно растёт играя и развлекаясь до одури. И что именно таких людей помнят поколения как «восстановителей развалин», как тех, кто делал «пустыню садом», как тех, кто по-настоящему созидал пути добра, красоты и любви для себя и других.

Пара известных примеров:

Николо Паганини начал заниматься скрипкой с 5 лет, причем так, что в 11 он уже начал выступать. Я только узнал об этом лет в 14-15. И сегодня изучение музыкальной грамоты, вообще современная музыка невозможны без Паганини.

В возрасте 13 лет Микеланджелло уже писал свои первые картины на продажу, усердно трудясь в художественной мастерской. Я об этом узнал уже будучи взрослым. В том возрасте, когда я только об этом узнал, Микеланджелло уже расписывал Сикстинскую капеллу, создавал своего знаменитого Давида и, конечно же, Пьету, стоя перед которой я готов простить Возрождению абсолютно всё. Которая, для меня лично, искупает все его грехи…

«Пьета», Рим, Ватикан, Базилика св. Петра

Если бы Микелланджелло и Паганини учились в нашей школе развлечений с одной стороны и голой теоретической зубрежки, с другой.. Если бы они воспитывались в нашей культуре 24-х часового детского клипового медиа-карнавала с усиленным питанием, они бы ни за что не совершили того, что совершили.

Если же обратиться к сакральным текстам, то мы увидим, что предок Христа и израильский царь Давид с ранней юности, а, скорее всего, с самого детства, был пастухом овец. И, возможно, именно поэтому он позже смог стать для Микеланджелло образцом и моделью «настоящего человека».

Пророк Самуил, который поставил его на царство, был отдан в услужение первосвященнику Илии, когда был совсем ребенком, будучи посвящен на служение в храме своими родителями. И, возможно, именно поэтому несколько центральных текстов нашей Библии носят названия книг пророка Самуила.

Мне не достанет ни времени ни сил, чтобы перечислять известных людей — спортсменов и ученых, людей искусства и литературы, полководцев и медиков, общественных деятелей и так далее — людей чего-то добившихся в самых различных сферах деятельности, которые никогда бы не смогли начать так рано, как они начали, если бы они попали в такую систему образования, которая существует сейчас.

Например, детей в суровых условиях средневековья рано отдавали в подмастерья. Уже в 11-12 лет они занимались не игровым, но производительным трудом, и были вполне на это способны. Они брали на себя ответственность за какие-то совсем не учебные и не игровые дела в семье и труде. И именно из средневековых мастерских вышли те люди, чьи картины и другие изделия до сих пор являются самыми дорогостоящими артефактами искусства…

А что сейчас? Сейчас мы, как правило, передерживаем детей в младенчестве и развлечениях до тех пор, пока они не закончат сначала школу, а потом и ВУЗ, и думаем, что совершаем для них великое благо?

Я так не думаю. Я думаю, что где-то здесь глубоко зарыта фатальная ошибка неточного мышления, построенного на… Страхе перед смертью, и оттого не способного продумать жизненную траекторию и ее вехи честно и до конца.

Поделиться ссылкой: