Нет этики кроме эстетики и Мишель Фуко пророк её
С.С. Хоружий.
Эта ироничная мысль Сергея Сергеевича о Фуко подвигла меня познакомиться с ним поближе. В итоге он стал для меня чем-то сродни Ницше, хотя и в своем роде — с обоими нельзя ни полностью согласиться, ни отвергнуть или даже отчасти опровергнуть их гениальные находки. Оба нащупали что-то очень существенное в самой сердцевине человеческого [не] бытия. В случае с Фуко это, безусловно, безумие. Если для Хоружего Фуко — пророк всепоглощающей эстетики, то для меня — апостол безумия, впервые проведший его широкую, глубокую и развернутую генеалогию и аналитику, и вышедший на то, что сегодня уже очевидно — биополитику.
В своих книгах по истории безумия в классическую эпоху, о безумии как отсутствии творения и других Фуко пишет:
Путь от просто человека к человеку истинному лежит через человека безумного.
/ Мишель Фуко
Перестать быть безумцем — значит покориться, согласиться зарабатывать на свою жизнь, отождествиться с предложенной вам биографической идентичностью, прекратить наслаждаться своей болезнью.
/ Мишель Фуко
Как известно, кроме философского образования, Фуко также обучался психологии и психиатрии, работал в психиатрических больницах и, по сути, именно эта тема стала сквозной для его научного творчества, начиная с докторской диссертации.
На достаточно длительном периоде от позднего Средневековья до 19 -го века Фуко прослеживает, как целый ряд вполне обычных для человека античности черт от него отчуждается и выносится за границы приемлемого (нормальности, нормы, номоса, законного поведения) до тех пор, пока всё, что находится за этими пределами, не начинает, уже в современности, ограничиваться психиатрическим диагнозом и психиатрической властью.
Как я и сказал, я не то, чтобы с ним во всём согласен. Но и полностью не согласиться не могу