Если слепой поведет слепого…

Простите уж меня, люди православные. За ложку дегтя в бочку меда… Или наоборот… За бочку дегтя к ложке меда… Сегодня, в день учителя, глядя на, уверен, справедливые и заслуженные слова благодарности отличным учителям от множества людей, я размышляю о несколько другом рассказе на ту же тему, рассказанном одним из первых Христовых апостолов около 2000 лет назад. Рассказе о том, что придут времена, когда мир наполнит множество учителей, которых нужно не слушать и благодарить, а которых нужно беречься. И бдительно следить, чтобы их учения и ценности не проникли в нашу жизнь. Вот во втором послании к Тимофею (4:3 — 4) святой апостол Павел, автор большей части посланий Нового Завета, говорит следующее: «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.» И речь здесь, думаю, даже не о самих учителях, и не о каких-то людях где-то там… а о конкретных людях, о нас с вами, которых, как говорит Лиотар, будет уже интересовать больше не то, «верно ли то, чему учат», а «можно ли на этом заработать»? И не в те ли как раз времена мы живем, о которых говорится? Ведь тотальная меркантилизация знания приводит к тому, что Истина и Свет бытия, вполне возможно, скрываются и становятся недоступными не потому, что они вообще недоступны, а потому, что они больше никому не интересны? Людей, как выглядит, все больше и больше интересует не то, правда ли то, чему учат, а можно ли хорошо продать то, чему учат.

И, казалось бы, ну что плохого в том, чтобы заработать? Я первый скажу: да ничего особенно плохого, скорее наоборот. Но тот же автор в другом месте называет любовь к деньгам корнем всех зол. Почему?

По моему разумению, наверное, речь здесь о каком-то скорее балансе, нежели оппозиции. Поскольку с глубокой древности все понимают, что буквально за все дела житейские отвечает серебро. Скорее здесь речь о подчиненности. О некой иерархии смыслов. О том, что важнее, а не о том, что одно исключает другое. Скорей речь о том, что обучение зарабатыванию должно быть подчинено каким-то более высоким уровням, измерениям смысла (на что в своей логотерапии хорошо указывает Виктор Франкл). И вот когда эти верхние уровни исключаются учителями (подчас совершенно неосознанно, в силу массовой погруженности в определенную массовую культуру), тогда и превращаются учителя в «слепых вождей слепых», которые «и сами не входят и других не пускают». А как хорошо известно из практики, если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму.


А посему желаю нам всем иметь учителей зрячих, которые и нас учат видеть. И радуюсь, что все еще есть какой-то существенный корпус наставников, живущих «не хлебом единым» — и у нас, и по всему миру — на которых земля и держится.

Поделиться ссылкой: