Если насилие зло само по-себе, безотносительно ситуации, то христианский Бог очень злой. Поскольку весь Ветхий завет и часть Нового — наполнен специальными военными операциями, которые Всевышний явно или косвенно одобрял и одобряет. Человеку верующему злого Всевышнего принять никак невозможно, поскольку Бог есть любовь. Он есть Свет и нет в нем никакой тьмы. По-этому здесь что-то не так.
Но ещё абсурдней будет предположить, что насилие добро само по себе, поскольку тогда добро предстанет в форме концлагеря или террористического режима.
Но что же тогда такое насилие?
Теодицея — вопрос о причинах зла в мире. Зачем оно, если причиной всего является разумный добрый Создатель / совершенный разум / вечная Истина и т.д.? Это одна из фундаментальных проблем бытия, логического ответа не имеющая. Как и многие другие. Тщетно пытаются найти разрешение проблемы и религиозная, и светская этика. Зло не хорошо. Но без зла не познать и добро. Как знать добро, если не с чем сравнивать? Если не с чем различать? В каждом человеке борются темное и светлое начала. Быть может, только в страданиях и муках этой борьбы и рождается настоящий человек.
Ап. Павел, к примеру, говорит, что Бог бьёт каждого сына, которого принимает. Именно бьёт. И даже больше — он утверждает,что если Бог кого не бьёт, тогда тот квази — сын. Сын ненастоящий… Самоназначенный.
Мудрый царь Соломон, которого никак нельзя уличить в идиотизме, говорит, что подлинная родительская любовь заключается в наказании детей. И, напротив, тот, кто детей не наказывает их и не любит.
В то же время, это совсем не значит, что это идеальный способ поведения. Однако складывается впечатление, что насилие — это необходимый инструмент воспитания, а, значит, и политики, и управления…
И главным вопросом здесь является, скорее всего, не требование безусловной толерантности ко всему, а определения границ, в которых насилие является приемлемым и за которыми оно не является приемлемым с т.з. нравственности, закона, общественной пользы.
Примерно 8 лет назад, задумавшись о ставшей уже тогда весьма горячей теме нетрадиционной сексуальности, я обратил внимание на то, что нравственный закон ограничивает (даже ущемляет) человека в его правах. Но при этом он как раз осуществляет добрую функцию. Мало того, если силовое установление границ нравственных прав человека не происходит, то закон не выполняет свою функцию и общество встаёт на путь нравственной деградации. Больше об этом можно прочитать в самой статье. Интересно, что тогда я ещё был протестантом, и статью эту, поначалу, перепечатали с моей странички несколько протестантских порталов. А затем, потихоньку, удалили. Но я продолжаю верить в то, что говорил тогда в этой статье: Существует ли связь между женским епископатом и однополыми браками?
Вопросы правомерности насильственного сопротивления злу глубоко разрабатывали из русских религиозных мыслителей — Иван Ильин, из западных — Дитрих Бонхеффер. О взглядах Бонхеффера, в том числе и по вопросам правомерности насилия, уже неоднократно упоминал, например здесь:
Безрелигиозное христианство «праведника мира» Бонхёффера
«Вместо добычи оставлю тебе душу твою…»
О взглядах Ильина обязательно напишу в ближайшем будущем.