ЗУН, не ЗУН (УУД), ЗУН +

Подумайте вот о чем: Знания, Умения, Навыки человеку, безусловно, нужны. Кто бы что ни говорил и кто бы этому ни противостоял. И это то, чем была сильна советская педагогика. Не ЗУН , или компетентностный подход, основанный на универсальных учебных действиях (УУД) - это то, чем сильна психологизированная болонская педагогика. Он силен не знаниями, но силен акцентом на целостном психологическом развитии.

Но ни одно, и ни другое, не делает человека отличным от робота. А система ЗУН, в разной степени удачно микшированная с УУД, до сих пор в основе системы образования. Так проще, мы это умеем.

Я не поддерживаю тех, кто говорит, что ЗУН или УУД, или и то и другое - не нужны. Они нужны. Но я не поддерживаю и тех, кто говорит, что УУД или ЗУН это и есть образование собственно человека. Финны, во многом, вернулись к ЗУН. Некоторые топовые ВУЗы - также. Но само это противопоставление находится не совсем в той плоскости, где сегодня, на мой взгляд, кроется главная проблема. Хотя и то, и другое, важно. И, понятно, что скорость изменений не позволяет основываться только на ЗУН. Но и УУД сами по себе не дают прыгнуть выше психологии развития.

Должно быть что то ещё. Что? - Осмысляющее и творящее мышление.

Об этом все громче заявляют лучшие умы - мышление, которое не имеет прямого отношения ни к ЗУН, ни к УУД, хотя и пользуется ими как базой. Получается, что в образовании нужно делать и то, что мы уже знаем - помогать с УУД и ЗУН, и то, чего мы почти не знаем - помогать с творческим мышлением.

Причем первое нужно делать как можно эффективнее и как можно быстрее, а второму уделять все больше времени. Но сказать намного легче, чем даже просто понять что же с этим делать?

Проблема в том, что здесь совершенно не работают ни компетентностные, ни ЗУН подходы. Они здесь, скорее, вредят. Здесь почти нет ответов - одни вопросы. Здесь нет никакой возможности сформировать никаких навыков и умений, кроме навыков готовности к творческому мышлению - личному и "об другого". Ибо само творчество интуитивно-сердечно, мистично, вдохновенно, таинственно-сакрально. Всегда таким было и никогда другим не будет. Если мы, конечно, говорим о настоящем творческом процессе, а не об ученическом копировании чужих образцов, что есть часть ЗУН и УУД.

Поэтому моё, да и интуитивно-всеобщее, недовольство отупляющим эффектом стандартизированного тестирования и психологизированного подхода вот в чем:

если это то, во что превратилась главная цель образования, то она не вполне уже человеческая. Лучше всего роботу сдаст тест робот. Да, это часть, которую человек должен знать и уметь, но в ситуации, когда все профессии, где достаточно такого результата, будут заменены роботами и генеративным ИИ, этого явно недостаточно. Генеративный ИИ легко обгоняет сегодня и человеческие ЗУН навыки, и человеческий психический потенциал.

А когда образование стоит на бесконечных натаскиваниях на тестирование и самих тестированиях, получается, что образователю не нужна живая творческая мысль, творческая инициатива, интуиция, пионерское новаторство, инновация… Откуда же им тогда браться?

Судите сами:

Нужно отметить, что ценностно-смысловая ориентация личности понимается компетентностные подходом сугубо психологически, как аналог фрейдовского алтер-эго. Собственно вся основа этой ориентации психологизирована до психологии личности. В то время как в постсекулярном залоге личность понимается как открытость и синергия с иноприродным Другим.

Поделиться ссылкой: